История возникновения и развитие электронной отчетности в Российской Федерации №2 (115) 2012

Глобальная информационная сеть Интернет делает возможным существование общества на основе виртуального общения. Средства электронной связи открывают новые возможности для взаимодействия государственных органов с гражданами
и организациями.
Глобальная информационная сеть Интернет делает возможным существование общества на основе виртуального общения. Средства электронной связи открывают новые возможности для взаимодействия государственных органов с гражданами
и организациями.

В последнее время растет количество проектов, целью которых является организация обмена конфиденциальной информацией между налогоплательщиками и налоговыми органами по телекоммуникационным сетям. США, Англия, Швеция, Франция, Канада, Германия, Австралия – этот список стран, которые перешли на безбумажную технологию сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности через Интернет, можно продолжить. Относительно недавно и Россия присоединилась к этим странам.
Федеральная налоговая служба РФ разрабатывает, внедряет и совершенствует использование новых современных технологий. В первую очередь, это сдача налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи. Электронный документооборот получил широкое распространение во внешнем информационном обмене с налогоплательщиками, которые по достоинству оценили преимущества системы электронного представления отчетности.
Что касается истории возникновения и развития электронной отчетности, то необходимо отметить, что впервые сдача налоговой отчетности по каналам связи была опробована в 1986 году в США. В первом эксперименте участвовало три города, а в 1988 году в программе участвовало уже 14 штатов. Подобный успех стал возможным благодаря идее привлечь частные компании. Уже тогда отчеты поступали в главный государственный налоговый орган – Службу внутренних доходов (IRS) от авторизованных посредников (обычно аудиторских компаний), к чьим услугам по формированию отчетности традиционно прибегают американцы.
Настоящим толчком развития системы, позволившим обеспечить широкий охват налогоплательщиков данной услугой, стала разработка крупными информационными компаниями программного обеспечения для подготовки и отправки отчетности. Качественные продукты повысили удобство пользования и уровень подключений.
Вслед за США преимуществами электронного взаимодействия налоговых органов и граждан воспользовались и другие страны. Налогоплательщики Канады, Германии, Великобритании, Австралии и многих других стран, список которых постоянно растет, подготавливают и передают свои отчеты электронно с помощью программных разработок частных компаний.
На сегодняшний день в Европе около 50% всей отчетности поступает через Интернет, в Австралии – порядка 75%, в США – более 80%. При этом подходы к решению проблемы различны. Например, американцы могут использовать для заполнения и отправки деклараций аудиторскую фирму-посредника, заполнять и отправлять отчеты онлайн на сайтах спецоператоров (стоимость одного отчета от 10 до 40 долларов, гражданам с доходом менее 50 тысяч долларов в год услуга предоставляется бесплатно) или купить программу, самостоятельно сформировать отчет и отправить через оператора (стоимость обновления программы – от 50 долларов). В Канаде можно как самостоятельно готовить и отправлять отчеты, так и использовать для этого посредника, и, кроме того, при несложной отчетности можно получить код доступа и \”сдаваться\” по телефону с помощью робота. В Австралии вместо электронной цифровой подписи применяется уникальный числовой код (TFN – tax file number). В Германии отчетность посылают по e-mail с помощью специальной программы, которая бесплатно распространяется налоговой службой среди фирм-разработчиков в виде программного ядра и после их доработки продается налогоплательщикам. В Бельгии все большую популярность набирает технология сдачи отчетности Tax-on-web, позволяющая передавать конфиденциальные данные напрямую от плательщика в налоговые органы.
В России же законодательная база для юридически значимого электронного документооборота была сформирована в 2002 году, когда Федеральный закон от 10 января 2002 г. №1-ФЗ \”Об электронной цифровой подписи\”, Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (Приказ МНС России от 02.04.2002 г. №БГ-3-32/169), Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (Приказ МНС России от 10.12.2002 г. №БГ-3-32/705@ в ред. Приказа ФНС РФ от 04.03.2010 г. №ММ-7-6/96@, с изм., внесенными Приказом МНС РФ от 08.08.2003 г. №БГ-3-32/443@) и ряд других правовых актов не только создали условия для сдачи налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности через Интернет, но и разрешили не дублировать электронные документы на бумаге. За прошедшие годы законодательная база совершенствовалась несколько раз.
Бесконечные очереди, кипы бумаг, трудоемкость обработки, неизбежные ошибки и повторные приходы для их устранения и снова очереди – теперь в прошлом. Как выяснилось, сдать отчетность через Интернет совсем не сложно и по цене доступно. Для этого необходимо обратиться в ближайший Удостоверяющий центр и получить там сертификат ключа электронно-цифровой подписи (ЭЦП) – как правило, он выдается в виде флешки небольшого объема памяти. Далее нужно заключить договор со спецоператором, через которого будет отправляться отчетность, и оплатить его услуги. В соответствии с выбранной формой сотрудничества спецоператор предоставит необходимые программы и разъяснит порядок дальнейших действий.
В общих чертах порядок представления отчетности выглядит следующим образом: данные отчета заносятся в соответствующую программу, которая создает электронный документ согласно утвержденным форматам, после чего отчет шифруется, подписывается электронно-цифровой подписью и отправляется спецоператору (в случае, если отчетность отправляет представитель, вместе с отчетом направляется его доверенность). Спецоператор, в свою очередь, независимо от дня недели и времени суток высылает \”Подтверждение даты отправки электронного документа\”, на которое в течение суток нужно ответить \”Извещением о получении подтверждения\”. Далее из налоговой инспекции должно прийти \”Извещение о получении электронного документа\” либо \”Сообщение об ошибке\” (в случае ошибки необходимо проверить документ и выслать его заново, так как ошибочный документ не считается представленным). Однако и после получения документа в ходе его дальнейшей проверки могут быть выявлены какие-то нарушения, и налоговая через спецоператора вышлет \”Уведомление об отказе\”. Причины отказа будут указаны, и после их устранения можно будет снова выслать отчет. Если документ будет признан корректным, он будет зарегистрирован в налоговой базе, а плательщику выслана \”Квитанция о приеме\”. Далее отчет вводится в базу данных инспекции. Если при этом выявляются ошибки, налогоплательщику направляется \”Уведомление об уточнении\”, о получении которого он снова должен проинформировать инспекцию. Если ошибок не выявлено, должно прийти \”Извещение о вводе\”. Обязанности по предоставлению отчетности считаются выполненными после того, как налогоплательщик получит \”Квитанцию о приеме\” и \”Извещение о вводе\”.
Преимущества сдачи отчетности через Интернет очевидны. Это возможность для бухгалтера отправлять отчетность со своего рабочего места 24 часа в сутки с получением подтверждений без посещения налоговой инспекции. Это позволяет исключить потери времени и расширить временные рамки сдачи отчетности, отсутствует необходимость дублировать отчетность на бумажных носителях.
Представление отчетности через Интернет позволяет автоматически разносить данные электронных деклараций по лицевым счетам налогоплательщиков. Это повышает оперативность в получении сведений об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом. Есть возможность отправки в электронном виде исправленных и уточненных отчетов, получения в электронном виде сведений об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом; получения в электронном виде информации от налоговых органов.
Другие выгоды состоят в том, что снижается количество технических ошибок. На 100% обеспечивается конфиденциальность информации. Есть возможность в перспективе проводить электронную сверку. В системе сдачи отчетности по ТКС предусмотрена автоматическая выгрузка из бухгалтерских программ.
Пользователи получают в электронном виде новые средства контроля за формами отчетности. Тем самым исключаются нарушения в части заполнений деклараций и других документов не в соответствии с форматом. Для пользователей многих систем предусмотрена круглосуточная квалифицированная техническая поддержка специалистов по вопросам установки и работы программы.
В настоящее время и в Рязанской области представление отчетности по телекоммуникационным каналам связи распространено достаточно широко. Уже 82% юридических лиц и 71% индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в Межрайонной ИФНС России №1 по Рязанской области и ведущих финансово-хозяйственную деятельность, выбрали именно этот способ общения с налоговыми органами Рязанской области.
Кроме перечисленных преимуществ, представление отчетности в электронном виде по ТКС дает налогоплательщикам возможность воспользоваться дополнительной системой информационного обслуживания.
Эта система позволяет налогоплательщику, не посещая инспекцию, получать от налогового органа следующие виды документов, подписанных электронно-цифровой подписью:
– справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам;
– выписка из карточки \”расчеты с бюджетом\”;
– перечень бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной в отчетном году;
– акт сверки расчетов по налогам, сборам и взносам;
Безусловно, такое законодательное нововведение как предоставление налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи является, прежде всего, ступенью к более высоким стандартам обслуживания налогоплательщиков. И сегодня одна из основных задач ФНС России состоит в том, чтобы с помощью таких современных, удобных и надежных технологий, как электронный документооборот, создать условия для своевременного и полного выполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов и сборов.
Межрайонная ИФНС России №1 по Рязанской области

Понравилась статья, поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Top