Начал деятельность – уведоми! №5 (92) 2010

С 1 июля 2009 года вступил в действие уведомительный порядок начала осуществления предпринимательской деятельности. Действует этот порядок уже почти год. А задуман он для того, чтобы ограничить права проверяющих при проверках малого бизнеса.
С 28 апреля 2010 года к старому списку видов деятельности, по которым необходимо подавать уведомление, добавилось еще семь видов деятельности.
С 1 июля 2009 года вступил в действие уведомительный порядок начала осуществления предпринимательской деятельности. Действует этот порядок уже почти год. А задуман он для того, чтобы ограничить права проверяющих при проверках малого бизнеса.
С 28 апреля 2010 года к старому списку видов деятельности, по которым необходимо подавать уведомление, добавилось еще семь видов деятельности.

В прошлом году мы посвятили целых три номера публикации закона о защите прав предпринимателей (Федеральный закон от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Этот закон очень важен, поскольку защищает права предпринимателей.
В принципе, бизнесмены и экономисты говорят, что ограничить количество проверок нужно было давно, ведь чем меньше давление на предпринимателей, тем стабильнее развивается малый бизнес. Но, похоже, только кризис заставил власти пойти на столь радикальные меры. Ведь в нынешних условиях малому предпринимательству отводится особая роль – и в борьбе с безработицей, и в развитии экономики.
Контролирующие организации могут проверять малых бизнесменов по плану – не более одного раза в три года. Внеплановые же проверки станут возможны лишь с санкции прокурора.
Вступившие в силу досрочно (на два месяца раньше) поправки в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должны помочь избавить предпринимателей от излишнего административного прессинга и уменьшить коррупцию.

Принципы проведения проверок
Впервые установлены принципы проведения проверок. И самое сенсационное, на мой взгляд, что теперь есть презумпция добросовестности юридических лиц и предпринимателей. До сих пор было наоборот – раз ты бизнесмен, то заведомо во всем виноват. А контролер призван доказать твои нарушения.
Еще один принцип, который нашел свое отражение в законе – недопустимость проводимых в отношении одного предпринимателя несколькими органами проверок одних и тех же положений или требований. И еще один принцип вызвал улыбку: «недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю». А проще говоря – недопустимость взяточничества. Теперь все предприниматели будут знать, что плата за проверки не взимается.

Какие органы ограничили в проверках?
Федеральный закон от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями от 28.04.2009 г.) устанавливает порядок организации и проведения проверок, права и обязанности ведомств и бизнесменов. Его нормы не распространяются на проверки, когда отсутствует взаимодействие проверяющих и бизнесменов или коммерсанты не должны представлять информацию либо исполнять требования ревизоров (например, когда проверка происходит по документам, имеющимся на руках у проверяющих органов). Кроме того, не применяется Закон к действиям чиновников в ходе оперативно-розыскных мероприятий, при дознании, предварительном следствии, прокурорском надзоре, финансовом, налоговом и валютном контроле, расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций, несчастных случаев на производстве и некоторых других. Тем не менее, проверяющих ведомств, кто должен следовать Закону, предостаточно, в частности, трудовая инспекция, Роспотребнадзор, Санэпиднадзор, управление по технологическому и экологическому надзору, Ространснадзор, милиция, контролеры пожарной службы. Итак, выделите для себя наиболее часто проверяющие вас органы, что позволит вам определиться – чем именно вам нововведение поможет. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что на проверки налоговой инспекции данный закон не распространяется.

Повод для визита
Закон определяет виды проверок, устанавливает их общий порядок. График плановых проверок разрабатывается ежегодно. Утвержденный план должен размещаться в сети Интернет либо доводиться до сведения коммерсантов иным доступным способом. В документе указывается ФИО бизнесмена или наименование фирмы, цель и основание проверки, дата и сроки контроля, наименование ведомства, осуществляющего ревизию. Предусмотрено, что с 1 января 2010 года все составленные планы будут направляться в генеральную прокуратуру для формирования сводного плана проверок, который будет публиковаться на сайте генпрокуратуры. И это выполнено в полном размере. На сайте генеральной прокуратуры www.genproc.gov.ru, и на сайтах региональных прокуратур удобнее перейти по ссылкам на страничке www.genproc.gov.ru/strukture/subjects. Здесь вы увидите план проведения проверок и можете найти там себя (лучше, конечно, не найти).
Бизнесмен может попасть в план, если прошло 3 года с момента госрегистрации либо по окончании последней проверки, либо начала осуществления деятельности, о которой нужно уведомлять (об этом читайте ниже). Плановые ревизии не могут проводиться чаще 1 раза в течение трех лет. Исключение – коммерсанты, работающие в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере. Их допускается проверять более двух раз в течение трех лет. Причем, предельное число визитов не оговаривается. Получается, что даже ежедневные проверки не станут нарушением.
В статье 9 Закона говорится, что точный перечень видов деятельности и периодичность плановых проверок для «исключительных» сфер должно установить правительство. Возможно, какие-то ограничения появятся, но пока их нет.
Поводом для внепланового визита станет окончание срока, установленного в предписании об устранении нарушения, выявленного ранее. Контролеры придут, если получат жалобу от граждан и бизнесменов о нарушении прав потребителей. Анонимные обращения, а также жалобы, из которых неясно, что именно нарушено, чиновники принимать не будут. Еще один повод для внепланового визита – жалобы или информация из СМИ о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций или непосредственно причинение вреда. Но в отношении бизнесменов, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, проверка по этим поводам может проводиться только после согласования с прокуратурой. В день подписания распоряжения о внеплановой ревизии документ направляется в прокуратуру (заказным письмом или электронным документом). В течение рабочего дня прокурор должен дать согласие или отказ, и только тогда контролеры вправе прийти к бизнесмену.

Виды проверок
Плановая и внеплановая проверки могут быть документарными или выездными. Документарная проверка проводится по месту нахождения контролеров. Коммерсант получит мотивированный запрос с требованием представить документы, необходимые для контроля. К запросу должна прилагаться заверенная печатью копия распоряжения или приказа о проведении проверки. В течение 10 рабочих дней со дня получения запроса ИП обязан представить бумаги. Представлять нужно копии, заверенные печатью (при наличии) и подписью коммерсанта либо его уполномоченного представителя. Ревизоры не вправе требовать нотариального заверения копий документов (если иное не предусмотрено законом).
Если проверка документов выявит ошибки или противоречия, то коммерсанту сообщается об этом и дается 10 дней на подготовку пояснений в письменной форме. Если объяснений не будет либо пояснения не снимут возникшие вопросы и признаки нарушений, тогда ведомство вправе провести выездную проверку.
Помимо противоречий в документах коммерсанта, поводом для выездной проверки может быть контроль соответствия работников, территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, осуществляемой деятельности, изучение производимых и реализуемых товаров, исполнение бизнесменом обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Внеплановые проверки
Уведомление о предстоящей плановой проверке коммерсант должен получить не позднее чем за 3 рабочих дня до начала контроля. Причем, нарушение этого срока Закон относит к грубым нарушениям, которые позволяют считать результаты проверки недействительными. Также грубым считается нарушение сроков проверки, отсутствие оснований для контроля.
О проведении внепланового контроля коммерсанту сообщается не позднее чем за 24 часа до начала проведения проверки любым доступным способом. Если в результате деятельности коммерсанта причинен вред (людям, животным, растениям) или возникает угроза чрезвычайной ситуации, Закон разрешает начать контроль без уведомления. Какие именно жалобы или информацию считать поводом к внеплановой проверке, не уточняется, так что у контролеров есть возможность приходить с визитом без предупреждения.
Раньше общий срок проверок не оговаривался, теперь появились хоть какие-то ограничения. Так, срок каждой из проверок (документарная, выездная) не может превышать 20 рабочих дней. Получается, что проверять бизнесмена могут в течение 40 дней. То есть 20 дней проверять документацию, а потом, указав, что бумаги не позволяют удостовериться в том, что деятельность полностью соответствует требованиям законодательства, прийти к бизнесмену с выездной ревизией еще на 20 дней. При этом ограничивается срок проведения плановой выездной проверки: не более 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, при необходимости сложных исследований, экспертиз, срок проверок средних и крупных предприятий продлевается, но не более чем на 20 рабочих дней. В отношении малых предприятий, микропредприятий – не более чем на 15 часов.

Правила для контролеров
При визите инспекторы должны предъявить служебное удостоверение и вручить под роспись копию приказа о назначении проверки, заверенную печатью. Проверка может проводиться только лицами, указанными в приказе.
Контролеры не вправе нарушать сроки проведения проверки, требовать документы и информацию, которая не относится к предмету проверки и выходит за рамки их компетенции. Запрещается проводить выездной контроль при отсутствии предпринимателя или его уполномоченного представителя. Исключение: причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций (подп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона). Не вправе ревизоры и изымать документы, образцы продукции без составления протокола, а также предлагать или требовать проводить мероприятия по контролю за счет коммерсанта.

Завершение ревизии
По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах. В нем указываются наименование ведомства, даты начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовые основания (реквизиты приказа о проверке), цели, задачи и предмет проверки, выявленные нарушения и выданные предписания, а также фамилии, имена, отчества и должности лиц, проводящих проверку, их подписи. К акту прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников, предписания об устранении выявленных нарушений и иные, связанные с результатами проверки документы или их копии. Акт с копиями приложений вручается коммерсанту. Если проверка обнаружит нарушения, инспекторы обязаны выдать бизнесмену предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. А в дальнейшем чиновники проконтролируют исполнение предписания. Если будет обнаружено, что деятельность или эксплуатация бизнесменом зданий, строений представляют непосредственную угрозу, причинение вреда жизни здоровью граждан, окружающей среде, контролеры вправе временно приостановить деятельность, изъять продукцию.
Бизнесмены обязаны вести журнал учета проверок по форме, утвержденной приложением №4 к приказу Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 г. №141). Журнал должен быть прошит, пронумерован, удостоверен печатью коммерсанта. Если журнала нет, об этом должна быть сделана запись в акте проверки. В нем контролеры должны сделать запись о проведенной ревизии. Причем, эта обязанность прямо прописана в Законе (п. 13 ст. 18 Закона). В течение 15 дней после получения акта либо предписания об устранении выявленных нарушений коммерсант может представить свои письменные возражения. К ним он вправе приложить документы, подтверждающие обоснованность таких возражений.

Начали работать – сообщите!
Помимо информации о правах предпринимателей, Закон ввел еще одну обязанность для предпринимателей. Подразумевалось, что переход на «уведомительный» порядок начала деятельности заменит существующие лицензии. Однако если повнимательнее присмотреться к списку видов деятельности (см. ниже), на которых и распространяется этот уведомительный порядок начала деятельности, то далеко не все виды подлежали когда-либо лицензированию.
Итак, прежде чем начать работу в определенной сфере, коммерсант должен сообщить об этом в соответствующее контролирующее ведомство, уполномоченное правительством (исполнительный орган).
В соответствии с правилами каждый предприниматель, который собирается заниматься деятельностью, указанной в таблице на страницах 27-28, обязан уведомить уполномоченные органы. При этом в списке видов деятельности есть ссылка на ОКВЭД. Это обязательно необходимо учесть. А вот в какие именно органы надо представлять уведомление – указано в Правилах. Основным получателем уведомления станет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Существуют еще два получателя уведомления – Федеральное медико-биологическое агентство и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. В первое необходимо предоставить документы, если вид деятельности подлежит обслуживанию этим агентством. А в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта представляется уведомление только по видам деятельности «транспортные услуги».
Отправляя уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, предприниматель сообщает о соблюдении обязательных требований, о соответствии этим требованиям наемных работников и предназначенных для использования в процессе осуществления предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств.
Уведомление направляется в соответствующий орган до начала деятельности в виде бумажного бланка в двух экземплярах. Обратите внимание, что бланк уведомления с 28 апреля изменился. Один экземпляр уведомления остается в уполномоченном органе, а второй вручается (направляется) в день регистрации заявителю. Доставить это уведомление можно как лично, так и по почте заказным письмом. При этом днем представления будет являться день отправления конверта.
К уведомлению прилагаются:
а) копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
б) копия свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговых органах.
Если у вас произошли изменения, а именно:
а) изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;
б) изменение места жительства индивидуального предпринимателя и (или) места фактического осуществления деятельности;
в) реорганизация юридического лица,
то необходимо в 10-дневный срок в письменной виде в произвольном форме сообщить в этот орган о произошедших изменениях.
В принципе, это все. Форму уведомления с примером заполнения вы можете увидеть ниже.
К сожалению, до сих пор нигде нет никаких указаний на тему: что делать тем предпринимателям, которые уже работают. Наверное, зарегистрироваться. А вот в какой срок это сделать? Нужно ли вообще это делать? По идее – надо, раз уж мы хотим пользоваться законом о защите прав предпринимателей. Пока этот вопрос остается открытым.

Начал деятельность – уведоми!  №5 (92) 2010

Начал деятельность – уведоми!  №5 (92) 2010

Понравилась статья, поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Войти с помощью:  
Top