Налоги с заработной платы иностранцев №5 (130) 2013

Существуют некоторые особенности уплаты взносов с заработной платы иностранных работников. Причем это касается и налога на доходы физических лиц, и взносов в Пенсионный фонд.

В прошлом номере мы рассмотрели различные категории иностранных работников, особенности их регистрации и виды документов, которые необходимо иметь таким работникам и работодателям. В текущем номере рассмотрим налоги от заработной платы иностранцев.

Порядок обложения выплат иностранцам, работающим в российских компаниях по трудовым договорам, НДФЛ и страховыми взносами зависит от их налогового и миграционного статуса.

Чтобы определиться с порядком удержания с выплат в пользу иностранцев налога на доходы физических лиц, а также начисления страховых взносов во внебюджетные фонды, включая взносы на случай травматизма, нужно проанализировать положения ряда нормативных актов, в частности:

– Федерального закона от 25.07.2002 г. №115-ФЗ \”О правовом положении иностранных граждан в РФ\” (далее – Закон №115-ФЗ);

– Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ (далее – Закон №212-ФЗ);

– Федерального закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ \”Об обязательном пенсионном страховании в РФ\” (далее – Закон №167-ФЗ);

– Федерального закона от 24.07.1998 г. №125-ФЗ \”Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний\” (далее – Закон №125-ФЗ);

– Федерального закона от 29.11.2010 г. №326-ФЗ \”Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации\” (далее – Закон №326-ФЗ);

– Налогового кодекса РФ.

Страховые взносы

Обязанность страхователя начислять страховые взносы на выплаты иностранным работникам зависит от их миграционного статуса (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона №212-ФЗ) (таблица 1).

 

Налоги с заработной платы иностранцев №5 (130) 2013

 

 

Порядок начисления страховых взносов

1. Постоянно проживающие иностранцы. Страховые взносы в ФСС РФ, ПФР и ФФОМС с выплат в пользу постоянно проживающих в РФ иностранцев начисляются в общем порядке (ст. 58.2 Закона №212-ФЗ, п. 1 ст. 22.1 и ст. 33.1 Закона №167-ФЗ).

2. Временно проживающие иностранцы. Взносы в ФСС РФ и ФФОМС уплачиваются в общем порядке (ст. 58.2 Закона №212-ФЗ).

Но есть особенности в начислении пенсионных взносов. Они уплачиваются (п. 2 ст. 22.1 и ст. 33.1 Закона №167-ФЗ):

– только на финансирование страховой части трудовой пенсии независимо от года рождения иностранца;

– по тарифу 22% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов. В 2013 г. это – 568 000 руб. (п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.12.2012 №1276), а с суммы, превышающей 568 000 руб., без ограничения по сумме выплат – по тарифу 10%.

3. Временно пребывающие иностранцы. Иностранцы, временно пребывающие на территории Российской Федерации, не являются застрахованными лицами в системе:

– обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и материнства. Они не перечислены в п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 г. №255-ФЗ;

– обязательного медицинского страхования. Они не перечислены в ст. 10 Закона №326-ФЗ.

Поэтому с выплат в пользу временно пребывающих иностранных работников страховые взносы по указанным видам обязательного страхования не уплачиваются.

А вот взносы в ПФР (только на страховую часть трудовой пенсии) на выплаты в их пользу начисляются (п. 2 ст. 22.1 и ст. 33.1 Закона №167-ФЗ) при условии, что с иностранцем заключен:

– бессрочный трудовой договор;

– срочный трудовой договор (договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение года.

Тариф для исчисления взносов в ПФР также не зависит от года рождения временно пребывающих иностранцев и равен тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, – 22 и 10% (п. 2 ст. 22.1 Закона №167-ФЗ).

Примечание. Если страхователь применяет пониженные тарифы страховых взносов в ПФР, по этим же ставкам нужно рассчитывать взносы и в отношении иностранных работников (Письмо Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 г. №19-6/3012573-1842).

 

Порядок начисления взносов на травматизм

Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний нужно уплачивать за всех иностранных работников независимо от их статуса. Это следует из п. 2 ст. 5 Закона №125-ФЗ. Кроме того, в п. 1 ст. 20.2 Закона №125-ФЗ выплаты иностранцам не указаны как суммы, не подлежащие обложению взносами на травматизм.

Примечание. Выплаты иностранцам, не облагаемые страховыми взносами

Они перечислены в ч. 4 ст. 7 Закона №212-ФЗ, это вознаграждения:

– по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, в ее обособленных подразделениях за границей;

– иностранцам, которые работают за границей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).

 

Страховые взносы с выплат высококвалифицированным иностранцам

Высококвалифицированным признается любой иностранец, если его трудовым договором предусмотрена заработная плата в размере 2 млн. руб. и более за год (п. 1 ст. 13.2 Закона №115-ФЗ). В Письме Минфина России от 05.07.2011 г. №03-04-06/8-162 уточняется, что годовой доход иностранного работника фактически может быть и меньше. Главное, чтобы в трудовом договоре была указана сумма вознаграждения не менее 2 млн. руб. в год.

Порядок начисления страховых взносов с выплат в пользу таких работников зависит от их миграционного статуса (таблица 2).

 

Налоги с заработной платы иностранцев №5 (130) 2013

 

 

Страховые взносы в ПФР и ФСС РФ

1. Постоянно и временно проживающие в РФ высококвалифицированные иностранные специалисты. На выплаты в их пользу начисляются в общем порядке страховые взносы:

– в Фонд социального страхования  РФ на случай временной нетрудоспособности и материнства (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона №212-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 г. №255-ФЗ);

Примечание. Здесь речь идет о страховых взносах в ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

– Пенсионный фонд России (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона №212-ФЗ, п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 22.1 Закона №167-ФЗ). При этом взносы в ПФР уплачиваются по тарифу, установленному для российских граждан на финансирование страховой части пенсии, независимо от года их рождения (п. 2 ст. 22.1 Закона №167-ФЗ). По выплатам в рамках предельной величины базы (568 000 руб.) ставка составляет 22%, а суммы свыше предельной величины облагаются по ставке 10%.

2. Временно пребывающие высококвалифицированные иностранные специалисты. На сумму выплаченных такому лицу вознаграждений не начисляются страховые взносы:

– в ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности и материнства (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона №212-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 г. №255-ФЗ);

– Пенсионный фонд России (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона №212-ФЗ, п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 22.1 Закона №167-ФЗ).

 

Страховые взносы в ФФОМС

Независимо от миграционного статуса высококвалифицированных иностранцев взносы на обязательное медицинское страхование с выплат в их пользу уплачивать не нужно, поскольку они не считаются застрахованными лицами (ст. 10 Закона №326-ФЗ). Но такие работники должны иметь полис добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ (п. 14 ст. 13.2 Закона №115-ФЗ).

 

Страховые взносы на случай травматизма

Страховые взносы на случай травматизма с выплат в пользу высококвалифицированных иностранных работников необходимо уплачивать в общем порядке, так как действие Закона №125-ФЗ распространяется на иностранных граждан независимо от их статуса (п. 2 ст. 5 Закона №125-ФЗ).

 

Налог на доходы физических лиц

Российский работодатель иностранного работника является по отношению к нему налоговым агентом. Налоговый агент должен удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ с доходов, начисленных им физическому лицу (п. 1 ст. 226 НК РФ).

 

Ставка НДФЛ

В общем случае ставка, применяемая для исчисления НДФЛ, зависит не от миграционного, а от налогового статуса иностранного работника. Важно, является ли иностранный работник налоговым резидентом РФ или не является (п. 1 ст. 207 НК РФ).

В отношении доходов в виде заработной платы иностранного работника – налогового резидента РФ, источник которых расположен в Российской Федерации, применяется ставка 13% (пп. 6 п. 1 ст. 208 и п. 1 ст. 224 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 224 Налогового кодекса с этого вида доходов иностранного работника, не имеющего статус налогового резидента РФ, НДФЛ удерживается по ставке 30%.

 

Налоговый статус иностранного работника

Иностранец становится резидентом со 183-го дня пребывания в России (в течение 12 следующих подряд месяцев). После этого налог на его доходы начисляется по ставке 13% (п. 2 ст. 207 и п. 1 ст. 224 НК РФ).

12 следующих подряд календарных месяцев могут быть не календарными (Письмо УФНС России по г. Москве от 24.07.2009 г. №20-15/3/076408@). Этот период может начаться в прошлом налоговом периоде, окончиться в текущем. Для определения налогового статуса берут непрерывный 12-месячный период.

Количество дней пребывания физического лица на территории РФ в течение 12 следующих подряд месяцев определяется путем суммирования всех календарных дней, в течение которых оно находилось в России (Письмо Минфина России от 08.10.2012 г. №03-04-05/6-1155).

Промежуточный налоговый статус иностранца определяется на каждую дату выплаты дохода. А по окончании года (на 31 декабря) он уточняется и при необходимости производится пересчет налога (Письмо Минфина России от 05.04.2012 г. №03-04-06/6-98).

 

Стандартные налоговые вычеты для налоговых резидентов РФ

В 2013 г. размер стандартного налогового вычета на первого и второго ребенка составит 1400 руб., на третьего и последующих детей, а также на ребенка-инвалида – 3000 руб. в месяц (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Стандартный вычет можно предоставить только иностранцу-резиденту, так как вычеты могут быть применены только для уменьшения налоговой базы по доходам, облагаемым по ставке 13% (п. 3 ст. 210 НК РФ и п. 1 ст. 224 НК РФ).

Для иностранцев также действует ограничение. С месяца, в котором сумма дохода, рассчитанного нарастающим итогом с начала года, достигла 280 000 руб., вычеты не предоставляются.

 

НДФЛ с доходов высококвалифицированных иностранных работников

Независимо от миграционного и налогового статуса все доходы, получаемые высококвалифицированными иностранными специалистами от трудовой деятельности на территории Российской Федерации, облагаются НДФЛ по ставке 13% с первого дня работы по трудовому договору (п. 1 ст. 2 Закона №115-ФЗ, п. 3 ст. 224 НК РФ).

Доходы, не связанные с трудовой деятельностью, например материальная помощь или помощь к отпуску, нужно облагать по ставке 30% до обретения высококвалифицированным иностранным работником статуса налогового резидента РФ (Письмо Минфина России от 08.06.2012 г. №03-04-06/6-158).

Примечание. ФМС будет контролировать начисление и уплату НДФЛ по доходам, выплачиваемым высококвалифицированным иностранцам, направляя запросы в налоговую службу (п. 28 ст. 13.2 Закона №115-ФЗ).

Хотя к трудовым доходам высококвалифицированных специалистов, не получивших статус налогового резидента РФ, и применяется авансом ставка 13%, налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218 НК РФ, им не предоставляются.

Стандартные вычеты применяются только к доходам, ставка для которых установлена п. 1 ст. 224 НК РФ. А действие этого пункта на нерезидентов РФ не распространяется – к ним относится п. 3 ст. 224 НК РФ. Отразим сказанное в таблице 3.

 

Налоги с заработной платы иностранцев №5 (130) 2013

 

 

Как сэкономить на страховых взносах от заработной платы иностранцев

Если компания планирует целый год сотрудничать с временно пребывающим иностранцем, то ей выгоднее не заключать с ним один договор на весь срок, а сначала подписать контракт менее чем на шесть месяцев. В таком случае налогоплательщик получит отсрочку по уплате страховых взносов на целые полгода.

Дело в том, что с 2013 года за временно пребывающих иностранцев нужно платить страховые взносы в ПФР, если в течение года с ними заключено несколько трудовых договоров в общей сложности на шесть месяцев или более (ст. 3 закона от 03.12.12 №243-ФЗ, п. 1 ст. 7 закона от 15.12.01 №167-ФЗ, п. 15 ч. 1 ст. 9 закона от 24.07.09 №21-ФЗ). Тариф для начисления взносов не зависит от года рождения этих лиц и равен тарифу, установленному для граждан России на финансирование страховой части пенсии – 22 процента (п. 2 ст. 22.1 закона от 15.12.01 №167-ФЗ). При этом взносы в ФСС и ФОМС не уплачиваются.

Таким образом, у компании появится возможность отсрочить уплату страховых взносов. Перечислить их за весь период действия первого договора нужно будет только при заключении второго контракта с иностранцем.

 

Персонифицированный  учет и отчетность

Поскольку иностранцы являются застрахованными лицами, у каждого из них должно быть страховое свидетельство по форме АДИ-7, в котором указан СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета). Этот номер необходим для заполнения форм персонифицированной отчетности. Чтобы оформить свидетельство, в территориальное отделение ПФР необходимо подать:

– заявление в произвольной форме от работника о выдаче свидетельства;

– анкету застрахованного лица (форма АДВ-1);

– опись передаваемых документов (форма АДВ-6-1).

После получения из ПФР страхового свидетельства работодатель должен выдать его работнику-иностранцу под роспись в сопроводительной ведомости. Затем эту ведомость в месячный срок необходимо переслать обратно в Пенсионный фонд РФ.

Вновь принимаемых на работу иностранных граждан, не имеющих СНИЛС, надо регистрировать в системе персонифицированного учета в течение двух недель со дня приема на работу.

 

Иностранец меняет статус

Предприниматели при работе с иностранными работниками должны отслеживать их миграционный статус, ведь в процессе трудовой деятельности он может поменяться. А значит, изменится и порядок начисления страховых взносов. Например, временно проживающий иностранный сотрудник работает в компании с сентября, а вид на жительство получит в ноябре. Трудовой договор с ним заключен бессрочный. Тогда страховые взносы за иностранца в период с сентября по октябрь компания должна будет уплачивать по тарифу 22 процента на финансирование страховой части пенсии независимо от года рождения. С ноября учет по такому сотруднику изменится, так как на дату начисления страховых взносов он будет иметь статус постоянно проживающего иностранца. Значит, страховые взносы по нему будут начисляться в общем порядке. В частности, взносы в ПФР нужно будет разбивать на накопительную и страховую части в зависимости от года рождения иностранного работника.

Когда работник получает российское гражданство, с его выплат необходимо начислять все страховые взносы, начиная с даты получения гражданства. То же самое необходимо сделать, если статус временно пребывающего сотрудника-иностранца изменится на статус временно проживающего или постоянно проживающего.

Гражданин РФ, имеющий иное гражданство в дополнение к российскому, рассматривается в России только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. То есть выплаты работнику, имеющему двойное гражданство, облагаются страховыми взносами. Однако может быть исключение из этого правила, если подписан соответствующий международный договор.

 

Пример. Исчисление базы по взносам в ФСС и ФФОМС с выплат иностранцу, изменившему статус

Условие:

Заработная плата временно пребывающего в РФ иностранца – 60 000 руб. 19 ноября 2012 г. он получил разрешение на временное проживание, о чем незамедлительно сообщил работодателю – организации с \”обычными\” тарифами взносов.

Решение:

1. Январь – сентябрь: выплаты иностранцу (общая сумма – 540 000 руб. (60 000 руб. x 9 мес.)) взносами в ФСС и ФФОМС не облагаются и в расчете предельной базы не участвуют.

2. Октябрь: со всей зарплаты взносы в ФСС и ФФОМС не исчисляются.

3. Ноябрь: в связи со сменой статуса выплаты иностранцу надо облагать этими взносами, невзирая на то, что еще в сентябре общая сумма выплат превысила 568 000 руб. Предельная база по взносам в ФСС и ФФОМС нарастающим итогом будет формироваться только с ноября. Зарплата, начисленная с 1 по 18 ноября (11 рабочих дней), взносами в ФСС и ФФОМС не облагается, с 19 по 30 ноября (10 рабочих дней) – облагается. Учитывая, что в ноябре 21 рабочий день, не облагаемая взносами сумма выплат равна 31 429 руб. (60 000 руб. x 11 дн. / 21 день), облагаемая – 28 571 руб. (60 000 руб. x 10 дн. / 21 день).

4. 2012 г.: база по взносам в ФСС и ФФОМС равна 88 571 руб. (28 571 руб. + 60 000 руб.), в нее вошла часть выплат ноября и вся декабрьская зарплата.

 

С одной стороны, такой подход специалистов \”социальных\” ведомств организации только на руку – взносов она заплатит меньше. С другой – дополнительное неудобство. Зарплату придется начислять двумя проводками: в облагаемой и необлагаемой сумме. Наверняка возникнет нужда что-то вручную поправить в бухгалтерской программе – вряд ли в ней предусмотрена такая экзотика, как разделение зарплаты работника на облагаемую и необлагаемую части при смене статуса иностранца.

Поэтому, если цена вопроса невелика, ничто вам не мешает начислить взносы со всей суммы зарплаты мигранта за месяц, в котором он стал временно проживающим. Никто вас за это не накажет.

 

Как платить пособие

Может получиться так, что мигрант заболеет до получения разрешения на временное проживание, а выздоровеет после и принесет больничный на весь срок болезни. По-хорошему, так быть не должно – больницам запрещено выдавать листок нетрудоспособности за периоды, когда иностранец считался временно пребывающим.

Но если уж так случилось, оплачивать мигранту дни до даты решения о выдаче разрешения на временное проживание не надо, пособие полагается только за период, в котором он считался временно проживающим. И платить пособие придется исходя из МРОТ. Все потому, что выплаты иностранцу до получения разрешения на временное проживание взносами в ФСС не облагались, а значит, в расчет пособия не включаются. А после смены статуса доходов у мигранта вовсе не было – он болел (Пункт 6 ч. 1 ст. 1.2, ст. 14 Закона №255-ФЗ).

Итак, чем раньше вы узнаете о смене статуса иностранца, тем лучше. Но, кроме него, вам об этом никто не скажет. Как повысить сознательность работника?

Получив уведомление о разрешения на временное проживание или паспорт с отметкой, радостный мигрант вряд ли без особого напоминания побежит к вам с новостью о случившемся. Ему невдомек, что от этого зависит исчисление взносов в ФСС и ФФОМС. Так что берите с каждого иностранца, поступающего на работу, письменное обязательство сообщить о смене статуса. Это хотя бы отчасти оправдает вас в глазах ревизоров фондов, если вдруг получится, что, не имея информации о РВП, взносы в указанные фонды вы не исчисляли и после смены статуса мигранта.

Правда, тут можно спросить: а как сами проверяющие определят статус иностранца? Не на глазок же! Скорее всего, ревизоры ничего определять не будут, они потребуют от вас доказать право на льготу. Копия паспорта мигранта по состоянию на день приема на работу их может и не устроить. Не лишним будет также снимать копию с паспорта каждого увольняющегося иностранца. Это подчеркивают и в ПФР.

А еще следует помнить, что через год со дня въезда в страну вам точно надо проверить статус иностранца – дольше года он в России жить и работать не вправе. Максимальный срок действия разрешения на работу такой же.

Наконец, мигрант сам должен быть заинтересован в том, чтобы вы узнали о его \”превращении\” из временно пребывающего во временно проживающего, так как после этого он может рассчитывать на социальные пособия (больничный, например).

Как должно выглядеть сообщение иностранца о смене статуса? Достаточно просто принести уведомление ФМС или паспорт с отметкой о разрешении на временное проживание. Вы снимете с документа копию, поставите дату получения, а потом распишетесь. Не лишней будет и подпись работника. Все, готово!

Но предположим, что \”случилось страшное\”: по итогам месяца, в котором работник получил РВП, вы не заплатили за него взносы в ФСС и ФФОМС.

 

Мигрант не сразу сообщил о смене статуса: как быть?

То, что надо доначислить взносы и уплатить их как можно скорее, – понятно. Но придется ли платить еще и пени? Можно не сомневаться, что ревизоры фондов будут ратовать за это. Заплатить проще, чем ругаться с проверяющими, благо сумма будет невелика. Особенно когда со дня уплаты запоздавших взносов прошло мало времени.

Если иностранец опоздал с документами настолько, что вы уже успели отчитаться за квартал, придется подавать уточненные расчеты РСВ-1 ПФР и 4-ФСС. Эта ситуация особенно на виду, и надо вместе с взносами в ФСС и ФФОМС доплатить и пени. Иначе наверняка \”за вами придут\”.

После того, как все утрясется, для целей исчисления взносов в ФСС и ФФОМС иностранец с разрешением на временное проживание ничем не будет отличаться от работника – гражданина России. Иначе обстоит дело с пенсионными взносами. Выплаты временно проживающему иностранцу любого возраста облагаются ими только по тарифу на финансирование страховой части пенсии. Напомним: с выплат российским гражданам 1967 г. и моложе работодателям приходится исчислять еще и взносы на накопительную часть.

 

Начисление страховых взносов на выплаты в пользу работников – граждан Белоруссии

Как мы уже говорили, если международный договор, заключенный Российской Федерацией, устанавливает иные правила, чем положения Закона №125-ФЗ, применяются нормы такого договора (ч. 2 ст. 2 Закона №125-ФЗ).

В частности, между РФ и Республикой Беларусь заключен Договор от 24.01.2006 г. \”О сотрудничестве в области социального обеспечения\” (далее – Договор между Россией и Белоруссией). В целях его реализации принято Соглашение от 15.03.2011 г. \”О применении Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года\” (далее – Соглашение к Договору между Россией и Белоруссией, Соглашение). Данными документами установлен порядок начисления страховых взносов на выплаты в пользу граждан Российской Федерации и Республики Беларусь.

Таким образом, если вы производите выплаты работникам – гражданам Республики Беларусь, то при начислении страховых взносов следует руководствоваться положениями Договора между Россией и Белоруссией и Соглашения к нему. Далее рассмотрим их подробнее.

В соответствии со ст. 7 Договора между Россией и Белоруссией от 25 декабря 1998 г. \”О равных правах граждан\” договаривающиеся стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси. Граждане России и Беларуси имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде. Договаривающиеся стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан.

В силу ст. 8 данного Договора гражданам России и Беларуси обеспечиваются равные права на социальное обеспечение, медицинскую помощь и доступ к услугам лечебно-оздоровительных учреждений на территориях договаривающихся сторон. Взаиморасчеты за оказание скорой и неотложной медицинской помощи и лечение социально значимых заболеваний не производятся.

Сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в области социального обеспечения установлено Договором от 27 января 2006  г.

Данный Договор, в частности, регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование лиц, проживающих на территориях договаривающихся сторон (договаривающимися сторонами на основании положений Договора являются Российская Федерация и Республика Беларусь).

Статьей 4 указанного Договора предусмотрено, что лица одной договаривающейся стороны, проживающие на территории другой договаривающейся стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой договаривающейся стороны в отношении того, что изложено в ст. 3 Договора, в частности, трудовых пенсий по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности и материнству.

Вместе с тем на основании ст. 1 Договора местом жительства (проживания) в Российской Федерации признается место постоянного или временного проживания на законных основаниях на территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, положения вышеуказанного Договора распространяются только на граждан Республики Беларусь, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации.

Таким образом, выплаты по трудовым договорам в пользу сотрудников – граждан Республики Беларусь, временно пребывающих на территории Российской Федерации, не являются объектом обложения страховыми взносами.

Такая позиция подтверждается Письмами ФСС РФ от 2 апреля 2010 г. №02-03-16/08-526П и Минздравсоцразвития России от 27 февраля 2010 г. №403-19.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ \”Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний\” (далее – Закон №125-ФЗ) действие данного Закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Действующими международными соглашениями не предусмотрено исключений в отношении граждан Республики Беларусь, следовательно, на выплаты по трудовым договорам работникам-белорусам начисляются страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Из изложенного можно сделать и более общий вывод: для работников-белорусов отсутствуют какие-либо исключения из предусмотренных правил обложения страховыми взносами выплат по трудовым договорам.

Отдельно отметим вопрос о выплате таким гражданам пособия в случае временной нетрудоспособности.

Пособия в случае временной нетрудоспособности таким работникам также оплачиваются в общем порядке, поскольку в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ \”Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством\” (далее – Закон №255-ФЗ) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.

 

Н. Скворцова

Понравилась статья, поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Войти с помощью:  
Top