Операция: зарегистрировать иностранца №3 (77)

В связи с ужесточением штрафов за нелегальное использование иностранного рабочего труда (в основном, граждан стран СНГ) многие предприниматели оформили таких наемных работников в федеральной миграционной службе, налоговой инспекции и фонде занятости. А вот впоследствии они начинают сталкиваться с уплатой налогов. Но тут есть много нюансов и подвохов.В связи с ужесточением штрафов за нелегальное использование иностранного рабочего труда (в основном, граждан стран СНГ) многие предприниматели оформили таких наемных работников в федеральной миграционной службе, налоговой инспекции и фонде занятости. А вот впоследствии они начинают сталкиваться с уплатой налогов. Но тут есть много нюансов и подвохов.

Не все иностранные
работники одинаковы
Прежде всего, необходимо определиться с тем, какой статус на территории Российской Федерации имеют ваши потенциальные работники: временно пребывающие, временно проживающие или постоянно проживающие.
Лица, имеющие статус временно пребывающих, могут находиться в России в течение срока действия визы. Но есть и исключения: граждане республик Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Кыргызской Республики и Украины могут находиться на российской территории без визы в течение 90 дней (п. 1 ст. 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан»). Однако Законом от 18 июля 2006 г. № 110-ФЗ установлено, что Правительство может увеличивать этот срок до 180 дней или сокращать его либо на всей территории страны, либо в отдельных областях в отношении отдельных категорий граждан (ст. 5.1 Закона № 115-ФЗ).
После окончания безвизового срока пребывания или срока действия визы иностранцы обязаны покинуть территорию России, если на день истечения указанных сроков не продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо не выданы новая виза (разрешение на временное проживание, вид на жительство) и не приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в безвизовом порядке и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию, о чем делается отметка в миграционной карте.
Иностранные граждане, обладающие статусом временно проживающих, могут пребывать на территории России дольше – до трех лет (ст. 6 Закона № 115-ФЗ). Получение разрешения на временное проживание затрудняют квоты на выдачу таких разрешений, которые Правительство ежегодно устанавливает по каждому субъекту Федерации. Количество квот не влияет на иностранных граждан:
– родившихся на территории РСФСР и состоявших в прошлом в гражданстве СССР или родившихся на территории Российской Федерации;
– состоящих в браке с гражданином России;
– признанных нетрудоспособными и имеющих дееспособных сына или дочь, имеющих российской гражданство, а также имеющих хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
– являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, переселяющимся совместно с ними в Российскую Федерацию, и проч.
Для получения разрешения на временное проживание иностранец должен представить в миграционную службу (консульство, дипломатическое представительство) соответствующее заявление, паспорт, миграционную карту с отметкой о въезде и квитанцию об оплате госпошлины. О принятом решении заявитель уведомляется в течение шести месяцев (п. 4 ст. 6 Закона № 115-ФЗ). Если решение положительное, иностранцу выдается разрешение на временное проживание, в котором должны быть указаны фамилия, имя (по-русски и в латинской транскрипции), дата и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дата утверждения разрешения, срок его действия и наименование органа, его выдавшего.
В новой редакции закона о правовом положении иностранных граждан отрегулирован порядок уведомления госорганов о подтверждении проживания в России. Иностранец должен лично подать уведомление в течение двух месяцев со дня окончания очередного года с даты получения разрешения (п. 9 ст. 6 Закона № 115-ФЗ). В уведомлении указывается фамилия, имя, отчество (при наличии); место проживания; место (места) работы и продолжительность трудовой деятельности за истекший год и период, когда иностранец выезжал за пределы России (с указанием государств).
К уведомлению прикладываются справки о доходах, копии налоговой декларации или другого документа, подтверждающего размер и источник доходов иностранца за очередной год со дня получения разрешения на временное проживание.
«Безвизовые» иностранцы обязаны представлять в госорганы еще два вида документов:
1) документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих (по перечню, утвержденному Правительством), а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции – в течение тридцати суток со дня подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание;
2) свидетельство (уведомление) о постановке на учет в налоговом органе – в течение одного года со дня въезда в Российскую Федерацию (п. 5 ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ).
При условии представления таких документов иностранным гражданам, въехавшим в России в безвизовом порядке, разрешение выдается в течение 60 суток со дня подачи заявления (п. 8 ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ).
Не позднее чем за полгода до истечения срока действия разрешения на временное проживание иностранец может получить вид на жительство сроком на пять лет. К этому моменту он должен прожить в России не менее года. Вид на жительство может быть продлен на следующие пять лет, причем количество таких продлений законом не ограничено. Человек, получивший этот документ, будет считаться постоянно проживающим на нашей территории.
С начала текущего года для данной категории граждан в законе также закреплен обязательный порядок ежегодного подтверждения своего пребывания в России (п. 6, 7 ст. 8 Закона № 115-ФЗ). Подать уведомление можно лично или отправить его по почте. В уведомлении нужно указать: фамилию, имя, отчество (при наличии); место проживания; место работы и продолжительность трудовой деятельности за истекший год; период, когда иностранец выезжал за пределы России (с указанием государств); размер и источники дохода за очередной год со дня получения вида на жительство.

Принимаем на работу
Больше всех повезло работодателям, чьи потенциальные работники приехали в Россию без визы. На таких сотрудников получать разрешение на привлечение иностранных работников не нужно (ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ). Если иностранец приехал в РФ в безвизовом порядке, он сам должен получить для себя разрешение на работу.
Для этого иностранец должен лично, через своего представителя или фирму, оказывающую такого рода услуги, подать заявление в миграционную службу, приложив к нему  документ, удостоверяющий личность (паспорт), миграционную карту с отметкой о въезде и квитанцию об оплате госпошлины. Ответ должны дать в течение десяти рабочих дней (п. 7 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ). Отказ можно оспорить в вышестоящей инстанции или в суде в течение трех рабочих дней.
При положительном решении (если разрешение выдано на срок более 90 суток) заявитель должен в течение тридцати суток со дня его получения представить документы, подтверждающие отсутствие у него наркомании, ВИЧ и некоторых инфекционных заболеваний (п. 8 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ).
После того, как будущий работник получил разрешение, с ним можно заключать трудовой договор. При этом обязанность работодателя – в течение 10 дней уведомить миграционную службу о трудовых отношениях с иностранцем.
Для заключения трудовых договоров с гражданами Республики Беларусь никаких дополнительных разрешений оформлять, как и раньше, не нужно, так как белорусские граждане работают в Российской Федерации на тех же условиях, что и российские.
А вот если будущему сотруднику нужна виза на въезд в Россию, нанять его по всем правилам будет не только гораздо сложнее, но и дороже. В этом случае работодатель обязан получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников (требование касается и трудовых, и гражданско-правовых договоров).
Разрешение выдается миграционной службой при наличии заключения регионального Управления службы занятости о целесообразности привлечения иностранных работников.
Чтобы оформить разрешение, работодатель должен лично или по почте (заказным письмом) представить в миграционную службу заявление с приложением копий свидетельств о внесении записи в ЕГРЮЛ и о постановке на налоговый учет (индивидуальные предприниматели представляют копию свидетельства о внесении записи в ЕГРИП, копию паспорта и копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе). Кроме того, представляется проект трудового договора с иностранцем (или иные документы, подтверждающие наличие договоренности с иностранным сотрудником) и квитанция об уплате госпошлины – 3000 руб. за привлечение одного работника (подп. 12 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Все копии должны быть нотариально заверены. На принятие решения миграционной службе отведено 30 дней (п. 8 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 681). Продлить этот срок могут только на 15 дней в случае необходимости проведения экспертизы. Через десять дней по истечении этого срока можно получить готовое разрешение (отказ в выдаче разрешения направляется работодателю в течение пяти дней).
Теперь с иностранным гражданином можно подписывать трудовой договор. При этом следует помнить, что работать он может только по той профессии и в том округе, которые указаны в разрешении. Далее в течение месяца в службу занятости необходимо представить сведения о привлечении иностранных работников к трудовой деятельности, а в государственную инспекцию труда – сведения о заключенных трудовых или гражданско-правовых договорах.
Действие разрешения может быть приостановлено, если работодатель не обеспечит получение иностранцем разрешения на работу (см. далее) или в необходимых случаях не уведомит в установленные сроки миграционную службу или налоговые органы (п. 17 вышеуказанных Правил). Разрешение может быть также аннулировано – при ликвидации организации, по заявлению самого работодателя, а также при грубом нарушении действующих правил (например, при предоставлении недостоверных сведений или использовании иностранных работников за пределами того субъекта, в котором выдано разрешение их привлекать).
В свою очередь, иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
Для получения разрешения в миграционную службу представляется заявление, к которому прилагаются: цветная фотография размером 30 x 40 мм; копия документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных в иностранном государстве, или справка об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании и документ об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу – 1000 руб. за одного работника (подп. 13 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). При подаче заявления заявитель предъявляет документ, удостоверяющий его личность, и документ, удостоверяющий личность иностранного работника (его копию), срок действия которых должен оканчиваться не ранее 6 месяцев со дня подачи заявления.
Решение о выдаче разрешения на работу принимается в течение 30 дней со дня подачи документов (45 дней при необходимости проведения экспертизы). В течение 10 дней с момента принятия решения разрешение должно быть выдано.
Для каждого иностранного работника разрешение на работу получает работодатель. При получении разрешения работодатель обязан представить медицинские справки и иные документы, подтверждающие отсутствие у иностранного работника наркомании, ВИЧ и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Полученное разрешение на работу работодатель обязан передать под роспись иностранному работнику, на имя которого оно оформлено, до начала его трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Не обязаны получать разрешение на работу иностранные граждане, постоянно проживающие в России; являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей; студенты, выполняющие работы (оказывающих услуги) в течение каникул или работающие в своем образовательном учреждении в свободное от учебы время; лица, приглашенные в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях; сотрудники дипломатических и консульских учреждений; аккредитованные журналисты, а также сотрудники иностранных компаний, выполняющих монтаж и обслуживание технического оборудования (п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).
Обратите внимание, что по общему правилу «временно пребывающие» иностранцы могут трудиться лишь в том регионе, где им было выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ), а «временно проживающие»  – на территории того региона, где им разрешено проживать (п. 5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Исключения из этого правила делаются только по решению Правительства с учетом демографической ситуации и обстановки в России в целом.

В каких видах деятельности
запрещено работать иностранцам?
И едва ли не о самой большой головной боли предпринимателей: с 15 января 2007 года введен запрет на использование иностранных работников в сфере розничной торговли. Допустимые доли иностранных работников для «розницы» на 2007 год установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 683. Министерством здравоохранения и социального развития РФ уже подготовлены Разъяснения о порядке применения этого Постановления, к которым имеет смысл обратиться хотя бы за конкретным списком должностей, которые не могут занимать иностранные работники.
Статус работника на российской территории очень важен: в целях применения указанного правительственного постановления под иностранными работниками понимаются иностранные лица и лица без гражданства, временно пребывающие (на основании визы или в безвизовом порядке) в Российской Федерации и осуществляющие трудовую деятельность. Так же трактуется понятие «иностранный работник» и в законе № 115-ФЗ (ст. 2). А это означает, что на иностранцев, имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство, никакие запреты не распространяются.
Установленный запрет не касается граждан Республики Беларусь, которые не являются иностранными работниками согласно решению Высшего совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».
Полный запрет на использование иностранной рабочей силы уже действует в отношении розничной торговли алкогольными напитками, включая пиво (код по ОКВЭД 52.25.1), и фармацевтическими товарами, включая изготовление аптеками лекарственных средств (код по ОКВЭД 52.31).
Существует определенный перечень алкогольных напитков, на розничную торговлю которыми распространяется запрет. В соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОК 005-93) это:
– фрукты и соки спиртованные (код 91 6840);
– продукция винодельческой промышленности (код 91 7000);
– водка и ликеро-водочные изделия (код 91 8100);
– продукция спиртового производства (код 91 8200), за исключением хлебопекарных дрожжей и пищевого (столового) уксуса;
– продукция пивоваренной промышленности (код 91 8400).
Иностранные работники не имеют право осуществлять деятельность в сфере розничной торговли алкогольными напитками по профессии кассира, контролера-кассира, продавца, а также в качестве торгового агента и коммивояжера.
Иностранцев также нельзя допускать в торговле фармацевтическими товарами, относящимися в соответствии с Общероссийским классификатором продукции к группе «Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения» (код 93 0000), и биологически активными добавками к пище, содержащими лекарственные, растительные и животные продукты (код 93 7000).
С 1 апреля 2007 года аналогичный запрет на привлечение иностранцев распространился на розничную торговлю любыми товарами, осуществляемую вне магазинов, в том числе в палатках и на рынках. В данную категорию попадут следующие виды деятельности:
– розничная торговля в палатках и на рынках (код по ОКВЭД 52.62);
– прочая розничная торговля вне магазинов (код по ОКВЭД 52.63), в том числе розничная торговля любым видом товаров, осуществляемая передвижными средствами развозной и разносной торговли (кроме торговли через автоматы).
В период, оставшийся до конца марта, в таких объектах организации торговли максимальная численность иностранных работников, осуществляющих розничную торговлю на основании трудового договора или договора гражданско-правового характера, может достигать сорока процентов общей численности работников по профессиям кассира, кассира торгового зала, контролера-кассира, продавца непродовольственных товаров, продавца продовольственных товаров, а также на должностях торгового агента и коммивояжера.
Ограничения и запреты не затронут:
– иностранных работников, осуществляющих продажу автотранспортных средств и мотоциклов, их деталей, узлов и принадлежностей, а также моторного топлива для этих изделий;
– иностранных работников, занятых в ресторанах, кафе, барах, столовых при предприятиях и учреждениях, осуществляющих реализацию продукции общественного питания, включая напитки, для потребления на месте и их реализацию вне предприятий общественного питания (например, доставку продукции общественного питания на дом, предприятия и др.).
Также не ограничивается осуществление иностранными работниками розничной торговли в торговых комплексах и торговых центрах (за исключением крытых рынков), представляющих собой стационарные здания, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.
Обратите внимание: действие Постановления не распространяется на иностранных работников, занятых в магазинах, реализующих широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров (включая алкогольные напитки), если иностранцы не осуществляют работы, связанные с обслуживанием покупателей (например, функции продавца или кассира). К профессиям (должностям), на которые действие Постановления не распространяется, могут быть отнесены директор (заведующий) предприятия розничной торговли (код 21501), начальник отдела в торговле (код 24683), заведующий отделом в торговле (код 22041) и заведующий секцией (код 22138), кроме специализированных отделов (секций), в которых осуществляется торговля алкогольными напитками; администратор торгового зала (код 24107), кроме специализированных залов, в которых осуществляется торговля алкогольными напитками и проч.
Все трудовые и гражданско-правовые договоры с иностранными работниками, нарушающие установленные ограничения, подлежат расторжению (то есть часть из них уже должна была быть расторгнута до 15 января). Прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя, с которым иностранный работник должен быть ознакомлен под роспись.
Если же ситуация такова, что иностранных сотрудников нужно непременно сохранить, то для магазинов, торгующих продуктами питания, есть довольно хлопотный, но все же выход – зарегистрировать еще одну организацию. На новое юридическое лицо нужно будет перевести всю торговлю продуктами и товарами, оставив на «старом» только алкоголь и пиво. Из прежней организации иностранных работников придется уволить и нанять их в новую, при этом они будут продолжать трудиться на привычной торговой площади. Главное, чтобы продавцы-иностранцы не появились в вашем ликеро-водочном отделе.
Еще один обходной путь привлечения иностранцев – договор найма персонала (аутсорсинг), предметом которого является предоставление персонала заказчику. При таком раскладе все разрешения придется получать организации, которая «сдает в аренду» персонал, а «арендатору» в миграционную службу обращаться незачем, так как работники будут продолжать числиться в штате предоставляющей организации. Эта организация и будет заключать трудовые договоры, выплачивать заработную плату, осуществлять оплату больничных и отпускных и т.п.

Нарушать нынче дорого
Почти втрое выросли штрафы за нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы (ранее штраф доходил «лишь» до 300 тыс. рублей (ст. 18.10 КоАП РФ). Теперь за привлечение к труду иностранца без необходимых разрешений, а также за несообщение чиновникам о принятии на работу иностранных граждан штраф достигает 800 тыс. рублей, причем уплачивается он за каждого нанятого с нарушением работника в отдельности (ст. 18.15 КоАП РФ).
До одного миллиона рублей доходит штраф за наем иностранца на работу в запрещенную для него сферу деятельности (ст. 18.17 КоАП РФ), а нарушение правил привлечения иностранцев к работе на торговых объектах может обернуться штрафом в пределах 800 тыс. рублей (ст. 18.16 КоАП РФ). Помимо этого за все перечисленные нарушения деятельность работодателя могут приостановить на срок до 90 суток.
Если работодатель нарушил правила привлечения иностранной рабочей силы, миграционная служба приостанавливает действие разрешения. При этом сам иностранец может устроиться к новому работодателю, если до окончания срока действия его разрешения на работу осталось не меньше трех месяцев (п. 13 ст. 18 Закона № 115-ФЗ). Если работодатель не устранит выявленные нарушения, разрешение будет попросту аннулировано.

Операция: зарегистрировать иностранца №3 (77)

Резюме
Фирмы и предприниматели должны соблюдать требования действующего законодательства, чтобы труд их иностранных работников был законным. Обеим сторонам необходимо иметь разрешение:
работодателю – на привлечение и использование иностранной рабочей силы;
иностранному специалисту – на работу.
Работодатель должен получить этот документ в ФМС России или ее территориальном органе. Порядок выдачи разрешения утвержден постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 681.
Иностранцы могут прибывать в Россию:
– в порядке, требующем получения визы.
Для привлечения таких работников работодателю необходимо иметь разрешение. Кроме того, он должен подать сведения в инспекцию по труду о заключении с ними трудовых договоров.
Форма подачи сведений утверждена постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 № 183.
– в порядке, не требующем получения визы.
Это граждане стран, с которыми у России заключены соглашения о безвизовых поездках (Украина, Белоруссия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Молдова). Для их найма разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы работодателю не нужно.
Для заключения с иностранным гражданином трудового договора необходимо, чтобы у него было разрешение на работу.
Разрешение на работу не требуется гражданам Республики Беларусь, согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.98 «О равных правах граждан»; иностранным гражданам, временно или постоянно проживающим на территории России. Полный перечень лиц, на которых не распространяется разрешительный порядок трудоустройства в РФ, приведен в пункте 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Всем работодателям, независимо от того, приехали ли работники в нашу страну в визовом или безвизовом режиме, необходимо сообщить в миграционную службу и Центр занятости в течение 3-х дней о том, что приняли на работу иностранца (форма утверждена постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 № 183). А также в налоговую службу в течение 10-ти дней (закон № 115-ФЗ) по форме, указанной в письме ФНС РФ от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@.
Н. Скворцова

Понравилась статья, поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Войти с помощью:  
Top