Основные изменения налогового законодательства в 2011 г. №2(102) 2011

В 2010 году было внесено много изменений в Налоговый кодекс и основной закон о взносах во внебюджетные фонды – Федеральный закон №212-ФЗ. Часть из них были известны уже в июле, и мы о них писали,
а некоторая часть внесена в самых последний числах декабря. Представляем вам обзор изменений, который может коснуться широкого круга предпринимателей и организаций.
В 2010 году было внесено много изменений в Налоговый кодекс и основной закон о взносах во внебюджетные фонды – Федеральный закон №212-ФЗ. Часть из них были известны уже в июле, и мы о них писали,
а некоторая часть внесена в самых последний числах декабря. Представляем вам обзор изменений, который может коснуться широкого круга предпринимателей и организаций.

Взаимоотношения с налоговыми органами
(Часть I НК РФ)

Основание: №229-ФЗ от 27.07.2010 г., №87-ФЗ от 03.11.2010 г., №324-ФЗ от 29.11.2010 г.

1. Инспекция может истребовать только те документы о контрагентах, которые ранее не представлялись
Изменение заключается в том, что повторно затребовать ранее представлявшиеся документы нельзя (п. 5 ст. 93.1, п. 5 ст. 93 НК РФ). Данное ограничение не применяется, если документы были переданы в виде подлинников, которые инспекция впоследствии вернула. Внимание! Новое правило применяется в отношении тех документов, которые были представлены в инспекцию в 2011 г. (п. 8 ст. 10 ФЗ №229-ФЗ от 27.07.2010 г.)
2. Налоговая недоимка с гражданина взимается по иному алгоритму
Теперь порядок взыскания зависит от того, превышает ли общая сумма задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам 1500 рублей (п. 1 ст. 48 НК РФ).
Вариант 1: Общая сумма задолженности превышает 1500 руб.
Для такой ситуации порядок взыскания остался прежним. Инспекция обязана в течение шести месяцев со дня, в который истек срок исполнения требования, обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании недоимки.
Вариант 2: Сумма задолженности не превышает 1500 руб.
В этом случае инспекция должна дождаться, когда задолженность превысит указанную пороговую величину. При этом учитываться будут все требования, по которым истек срок исполнения. Со дня, когда задолженность превысит 1500 руб., начнет исчисляться шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Если же в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования о погашении задолженности ее размер так и не превысит 1500 руб., инспекция может обратиться в суд за взысканием имеющейся суммы задолженности. Не позднее дня подачи заявления о взыскании инспекция обязана направить гражданину его копию (п. 1 ст. 48 НК РФ).
Недоимка по налогам взыскивается с граждан в порядке приказного производства (ст. 122 ГПК РФ), т.е. через судебных приставов. Если судебный приказ будет отменен (это происходит, когда гражданин возражает против него – ст. 129 ГПК РФ), инспекция вправе обратиться в суд с иском о взыскании недоимки в течение шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ). Таким образом, фактически срок для взыскания задолженности увеличивается до 1 года, если гражданин возражает против приказа. Новые правила распространяются на правоотношения по взысканию недоимки, требования об уплате которой были направлены после 03.01.2011 года.
3. За неправомерное приостановление операций по счетам будут начисляться проценты
С 2011 г. за неправомерную блокировку счета (необходимо подтвердить перепиской) в пользу налогоплательщика-организации начисляются проценты за каждый календарный день с момента получения банком решения о приостановлении операций до дня получения отменяющего решения. Размер процентов будет определяться исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни неправомерной блокировки (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).

Резюме по разделу:
1. За незаконную блокировку счета начисляются проценты в пользу налогоплательщика-организации (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).
2. Инспекция не может истребовать в порядке ст. 93.1 НК РФ документы, которые уже были представлены в налоговый орган начиная с 1 января 2011 г. (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
3. Банк обязан сообщить инспекции об остатках денежных средств на заблокированных счетах налогоплательщика-организации в течение трех рабочих дней после дня получения решения о блокировке (п. 5 ст. 76 НК РФ).
4. Банк обязан проинформировать налоговый орган об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета налогоплательщика в течение трех рабочих дней (п. 1 ст. 86 НК РФ).
5. Банк обязан выдать справки о наличии счетов в банке, об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах налогоплательщика в течение трех рабочих дней со дня получения мотивированного запроса инспекции о выдаче справки или выписки (п. 2 ст. 86 НК РФ).
6. Установлен новый порядок взыскания с граждан налоговой недоимки (ст. 48 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц
(глава 23 НК РФ)

Основание: Федеральные законы №281-ФЗ от 25.11.2009 г., №229-ФЗ от 27.07.2010 г.

1. Налоговые агенты вправе самостоятельно разрабатывать формы регистров налогового учета
С 1 января 2011 г., согласно п. 1 ст. 230 НК РФ, налоговые агенты самостоятельно разрабатывают формы регистров налогового учета и порядок отражения в них сведений о выплаченных гражданину доходах. В законе перечислено, какие именно данные должны быть включены в регистры налогового учета. Это сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых ему доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с утвержденными кодами, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления НДФЛ, реквизиты соответствующего платежного документа.

2. Прописан порядок возврата налоговым агентом излишне удержанного НДФЛ из дохода налогоплательщика
Излишне удержанный НДФЛ возвращается налоговым агентом физлицу по заявлению последнего. Теперь в п. 1 ст. 231 НК РФ подробно расписан порядок возврата излишне удержанных налоговым агентом сумм НДФЛ. В соответствии с ним гражданин обращается к налоговому агенту с письменным заявлением о возврате излишне удержанного налога. При этом налоговый агент обязан сообщать налогоплательщику об излишнем удержании налога и его сумме в течение 10 дней со дня обнаружения этого факта. Вернуть налог следует в течение трех месяцев со дня получения заявления физлица. Возврат возможен за счет предстоящих платежей как по самому налогоплательщику, так и по иным работникам, с доходов которых налоговый агент удерживает НДФЛ. Возвращаемая сумма налога перечисляется на указанный в заявлении счет налогоплательщика. Если срок возврата налога нарушен, налоговый агент должен за каждый день просрочки начислить проценты на сумму невозвращенного НДФЛ (исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ) в пользу физлица.
Излишне удержанный и перечисленный НДФЛ инспекция возвращает налоговому агенту в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. При этом вместе с заявлением на возврат налоговый агент должен представить в инспекцию выписку из регистра налогового учета, который ведется в соответствии с п. 1 ст. 230 НК РФ. Кроме того, теперь в п. 1 ст. 231 НК РФ закреплена возможность возврата физлицу излишне удержанного НДФЛ до момента получения данной суммы налоговым агентом из бюджета. Налоговый агент может осуществить возврат за счет собственных средств.
В порядке п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанный у работника НДФЛ возвращается также в случае, если налог был неправомерно удержан после того, как налоговый агент получил заявление физлица о предоставлении имущественного вычета. Соответствующее дополнение внесено в ст. 220 НК РФ, и оно также вступило в силу с 1 января 2011 года.
Особый порядок возврата НДФЛ предусмотрен в случае перерасчета, если физлицо приобрело статус налогового резидента РФ. В такой ситуации возврат производит не налоговый агент-работодатель, а налоговая инспекция. Для этого налогоплательщик подает в инспекцию по окончании налогового периода декларацию и документы, подтверждающие его статус, и налоговый орган возвращает налог в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ (п. 1.1 ст. 231 НК РФ). Данный порядок рассмотрен в Письме Минфина России от 28.10.2010 г. №03-04-06/6-258.
Следует отметить, что новая процедура может оказаться невыгодной физическим лицам, приехавшим на работу в Россию. Это связано с тем, что налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Для их доходов установлена ставка в размере 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). Доходы же физлиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, облагаются по ставке 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ). Определение налогового статуса производится на каждую дату выплаты дохода (п. 2 ст. 223, п. 4 ст. 226 и ст. 225 НК РФ). Если статус работника изменяется в течение налогового периода, то организация должна за весь период произвести перерасчет НДФЛ, ранее исчисленного с доходов иностранца по ставке 30 процентов. Налог перерассчитывается по ставке 13 процентов (Письмо ФНС России от 25.06.2009 г. №3-5-04/881@).
С 2011 г. в Налоговом кодексе РФ установлен особый порядок возврата работнику излишне удержанной суммы НДФЛ в связи с приобретением им статуса налогового резидента. Теперь налог перерассчитывается по итогам налогового периода, а за возвратом работник должен обращаться не к налоговому агенту, а в налоговую инспекцию, где он состоит на учете по месту жительства (пребывания). Другими словами, по итогам года налогоплательщик должен подать в инспекцию декларацию и документы, подтверждающие статус налогового резидента (п. 1.1 ст. 231 НК РФ).
Приведем пример возврата (перерасчета) налога при изменении статуса физлица после 1 января 2011 года. Иностранец, который устроился на работу в феврале, а в апреле приобрел статус резидента РФ, сможет получить излишне удержанный НДФЛ за февраль и март, если в следующем году подаст в инспекцию декларацию по месту жительства (пребывания). Срок возврата налога составит четыре месяца с момента подачи декларации, три из которых отводятся на камеральную проверку (п. 2 ст. 88 НК РФ) и один (со дня подачи заявления) – на возврат налога (п. 6 ст. 78 НК РФ). Следовательно, если налогоплательщик обратится в инспекцию с декларацией в январе, вернуть сумму, переплаченную за февраль-март предыдущего года, он сможет только в мае.
Следует отметить, что заявление о возврате налога может быть подано одновременно с декларацией. В этом случае срок для возврата переплаты исчисляется со дня подачи заявления, но не ранее чем с момента завершения камеральной проверки либо момента, когда такая проверка должна быть завершена (п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 г. №98).
Таким образом, новые правила возврата НДФЛ в связи с изменением налогового статуса физлица имеют как положительные, так и отрицательные стороны. В случае изменения статуса сотрудника работодатель с 2011 г. перерасчет и возврат НДФЛ не производит. Иностранным гражданам, чей статус в течение года изменится, вместо подачи работодателю заявления о возврате налога необходимо представить декларацию по НДФЛ и документы, подтверждающие статус налогового резидента, в инспекцию, где они зарегистрированы по месту жительства или пребывания. В результате срок возврата излишне уплаченного налога значительно увеличился. Следовательно, новая процедура возврата НДФЛ в связи с изменением статуса физлица упростила задачу работодателей, но усложнила порядок возврата переплаты налогоплательщикам-иностранцам.

3. НДФЛ: операции РЕПО
С 1 января 2011 г. вступила в силу ст. 214.3 НК РФ, устанавливающая особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги.

4. Установлен новый порядок представления справок 2НДФЛ
С 2011 года Налоговый кодекс обязывает ФНС России утверждать не только сами формы и форматы сведений (справок) о доходах физических лиц и суммах начисленного, удержанного и перечисленного за истекший год НДФЛ (далее – справки 2НДФЛ), но и порядок их представления (п.2 ст. 230 НК РФ). Что в связи с этим нас ожидает?
При наличии у вас обособленных подразделений (ОП) справки 2НДФЛ по работникам этих ОП нужно представлять в ИФНС по месту учета ОП, а не головной организации. Это логично, поскольку НДФЛ с зарплаты работников обособленных подразделений перечисляется в бюджет по месту нахождения этих ОП (п.7 ст. 226 НК РФ).
Справки 2НДФЛ в электронном виде могут быть представлены не только на дискетах, но и на CD и флешках.
Если численность физических лиц, получивших от вашей компании доходы в прошедшем году, менее 10 человек, то вы не можете сдать справки на бумаге. Это важно, поскольку из НК это правило убрали. Теперь порядок представления справок прописан не в Налоговом кодексе, а в специальном положении, которое должен разработать Минфин.
В сопроводительном реестре сведений о доходах физических лиц теперь не указывается дата его составления, а также суммы доходов и налога по каждой справке 2НДФЛ. Зато реестр стал содержать новые показатели: код ОКАТО вашей компании и даты рождения каждого физлица.
Определены сроки получения ответа из ИФНС при отправке справок через Интернет:
– в течение следующего рабочего дня со дня отправки справок 2НДФЛ налоговики должны выслать вам извещение о получении электронного документы, а оператор – подтверждение даты отправки;
– в течение 10 рабочих дней с момента отправки справок 2НДФЛ налоговики обязаны направить экземпляр реестра и протокол приема в электронном виде.

5. В перечень доходов, не облагаемых налогом, попадают доходы от реализации долей в ООО, которыми продавец владел более 5 лет
Статья 217 НК РФ дополнена пунктом 17.2 следующего содержания:
«17.2) доходы, получаемые от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций, указанных в пункте 2 статьи 284.2 настоящего Кодекса, при условии, что на дату реализации (погашения) таких акций (долей участия) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет»;
До 2011 года любые доходы от реализации долей участия облагались налогом. При этом в расходы можно было поставить сумму затрат по приобретению продаваемой доли.

Резюме по разделу:
1. Налоговые агенты самостоятельно разрабатывают формы регистров налогового учета и порядок отражения в них сведений о выплаченных физлицу доходах (п. 1 ст. 230 НК РФ).
2. Прописан порядок возврата излишне удержанных налоговым агентом сумм НДФЛ (п. 1 ст. 231 НК РФ).
3. Излишне удержанный НДФЛ в связи с приобретением работником статуса налогового резидента возвращается налоговой инспекцией при подаче физлицом декларации по итогам года (п. 1.1 ст. 231 НК РФ).
4. В перечень добавился новый вид необлагаемых доходов – доходы от продажи долей участия, владели которыми более 5 лет.

Государственная пошлина
(глава 25.3 НК РФ)

Основание: Федеральные законы №374-ФЗ от 27.12.2009 г., №83-ФЗ от 08.05.2010 г., №229-ФЗ от 27.07.2010 г., №293-ФЗ от 08.11.2010 г., №306-ФЗ от 27.11.2010 г.

1. Госпошлина не уплачивается при исправлении в документах ошибок, допущенных по вине должностного лица
Согласно ранее действовавшим правилам, если должностное лицо по своей вине допустило ошибку в выданном документе, госпошлину не нужно было уплачивать только в двух случаях:
– при повторной выдаче свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество (пп. 33 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
– при внесении исправлений в записи актов гражданского состояния (п. 1 ст. 333.39 НК РФ).
Теперь госпошлина не уплачивается в любом случае, если внесение изменений вызвано ошибкой, допущенной по вине органа или должностного лица, выдавшего документ (п. 2 ст. 333.18 НК РФ).

2. Отменена госпошлина за постановку иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания
С 1 января 2011 г. утратили силу пп. 20 и 21 п. 1 ст. 333.28 НК РФ, согласно которым за постановку иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания, а также за продление срока их временного пребывания уплачивалась госпошлина. Следовательно, теперь в этих случаях госпошлину уплачивать не нужно.

Резюме по разделу:
1. Государственная пошлина не уплачивается, если внесение изменений в документ вызвано ошибкой, допущенной по вине органа или должностного лица, выдавшего документ (п. 2 ст. 333.18 НК РФ).
2. Отменена госпошлина за постановку иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания (пп. 20 и 21 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).

Единый
сельскохозяйственный налог
(глава 26.1 НК РФ)

Основание: Федеральные законы №83-ФЗ от 08.05.2010 г., №115-ФЗ от 02.06.2010 г.

1. Уточнен порядок начисления пеней за несвоевременную уплату налогов в связи с утратой права на применение ЕСХН
Налогоплательщик утрачивает право на применение ЕСХН, если, например, доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции составит в общем объеме дохода от реализации менее 70 процентов (п. 2 ст. 346.2 НК РФ). Для сельхозтоваропроизводителей, желающих перейти на указанный спецрежим, установлены ограничения (п. п. 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ). Например, ЕСХН не вправе применять организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров.
В соответствии с п. 4 ст. 346.3 НК РФ налогоплательщик, утративший право на применение ЕСХН, в течение одного месяца после периода, в котором допущено нарушение, обязан произвести перерасчет налоговых обязательств за весь налоговый период и уплатить пени за несвоевременное внесение налогов и авансовых платежей по ним.
С 1 января 2011 г. вступили в силу поправки, внесенные в указанную норму. Они касаются периода начисления пеней. Теперь момент начисления пеней определяется в зависимости от оснований утраты права на применение ЕСХН:
– если применяющий ЕСХН налогоплательщик по итогам налогового периода не признается сельскохозяйственным товаропроизводителем (т.е. не соблюдены требования п. п. 2, 2.1 ст. 346.2 НК РФ), пени начисляются за каждый день просрочки с момента истечения месяца после периода, в котором допущено нарушение;
– если организация или индивидуальный предприниматель применяли ЕСХН при отсутствии такого права (т.е. нарушили требования п. п. 5, 6 ст. 346.2 НК), пени начисляются за каждый день просрочки начиная со дня, следующего после установленного срока уплаты соответствующего налога (авансового платежа) за налоговый (отчетный) период, в котором необоснованно применялся ЕСХН.

2. Казенные и автономные учреждения не могут уплачивать ЕСХН
С 1 января 2011 г., помимо бюджетных учреждений, не вправе переходить на уплату ЕСХН казенные и автономные учреждения (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ).

Резюме по разделу:

1. Период начисления пеней за несвоевременную уплату налогов в связи с неправомерным применением ЕСХН определяется в зависимости от оснований утраты права на спецрежим (п. 4 ст. 346.3 НК РФ).
2. Казенные и автономные учреждения не могут уплачивать ЕСХН (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ).

Упрощенная система
налогообложения
(глава 26.2 НК РФ)

Основание: Федеральные законы №83-ФЗ от 08.05.2010 г., №310-ФЗ от 27.11.2010 г.

1. Снимаются ограничения на применение УСН некоторыми хозяйственными обществами с долей участия других компаний более 25 процентов
В ст. 346.12 НК РФ установлены ограничения на применение УСН. Так, согласно пп. 14 п. 3 данной статьи, организации, в которых доля участия других компаний составляет более 25 процентов, не вправе использовать указанный спецрежим. Однако из этого правила есть исключения.
С 2011 г. некоторые хозяйственные общества с долей участия других компаний более 25 процентов могут применять УСН. Это касается организаций, деятельность которых заключается в практическом использовании (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)). Напомним, что с 15 августа 2009 г. такие хозяйственные общества разрешено учреждать бюджетным научным учреждениям и научным учреждениям, созданным государственными академиями наук, а также вузам, которые являются бюджетными образовательными учреждениями либо созданы государственными академиями наук (Федеральный закон от 02.08.2009 г. №217-ФЗ).
Хозяйственные общества могут применять УСН, если исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности принадлежат учредившим их научным организациям или высшим учебным заведениям (пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Следует обратить внимание, что хозяйственные общества, созданные после 1 января 2011 г., могут применять УСН с момента постановки на учет в налоговом органе. Для перехода на указанный спецрежим им необходимо в пятидневный срок с даты регистрации в качестве налогоплательщика подать в инспекцию соответствующее заявление (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).
У хозяйственных обществ, учрежденных до 1 января 2011 г., с использованием УСН могут возникнуть некоторые сложности. Дело в том, что согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ для перехода на УСН соответствующее заявление необходимо подать в инспекцию с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, с которого планируется переход на данный спецрежим. Поскольку Федеральный закон от 27.11.2010 г. №310-ФЗ был опубликован 29.11.2010 г., многие пропустили установленный срок и не подали заявление. В связи с этим возникает вопрос: может ли хозяйственное общество, пропустившее срок подачи заявления, уведомить инспекцию о переходе на УСН позднее и с 2011 г. применять спецрежим? ФНС России в Письме от 04.08.2010 г. №ШС-17-3/847 указывает, что заявление о переходе на УСН носит уведомительный характер. В другом разъяснении ведомства говорится о том, что инспекции вправе не рассматривать заявление, представленное с нарушением срока (Письмо от 21.09.2009 г. №ШС-22-3/730@). Поэтому в случае возникновения спора налогоплательщику придется отстаивать свою точку зрения в суде.

2. Казенные учреждения не могут применять УСН
С 1 января 2011 г. казенные учреждения не могут применять УСН (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Напомним, что бюджетные учреждения и ранее не могли применять данный спецрежим в отличие от автономных учреждений, для которых такое ограничение не установлено.

3. В перечень разрешенных к вычету расходов дополнили вступительные, членские и целевые взносы, выплачиваемые организациями в соответствие в Федеральным законодательством.
Статья 346.16 НК РФ дополнена п.п. 32.1 следующего содержания:
«32.1) вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
Резюме по разделу:
1. Учрежденные научными организациями или высшими учебными заведениями хозяйственные общества, в которых доля участия других компаний составляет более 25 процентов, вправе перейти на УСН (пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
2. Казенные учреждения не могут применять УСН (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
3. Добавлен в список расходов затраты на вступительные, членские и целевые взносы, выплачиваемые саморегулируемым организациям.

Единый налог на вмененный
доход (глава 26.3 НК РФ)

Основание: Федеральные законы №155-ФЗ от 22.07.2008 г., №224-ФЗ от 26.11.2008 г.

1. Для аптечных учреждений начало действовать ограничение на применение ЕНВД
Налогоплательщики не вправе применять ЕНВД, если:
– среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек (пп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ);
– доля участия других юридических лиц в уставном капитале организации составляет более 25 процентов (пп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).
С 1 января 2011 г. данное ограничение распространяется и на аптечные учреждения, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 22.06.1998 г. №86-ФЗ «О лекарственных средствах» (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. №155-ФЗ).

Резюме по разделу:

1. Аптечные учреждения не вправе уплачивать ЕНВД, если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превысила 100 человек или доля участия других юридических лиц в уставном капитале составила более 25 процентов (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. №155-ФЗ).

Транспортный налог
(глава 28 НК РФ)

Основание: Федеральные законы №229-ФЗ от 27.07.2010 г., №307-ФЗ от 27.11.2010 г.

1. Вдвое снижена базовая ставка транспортного налога для автотранспортных средств
С 2011 г. значительно возросли акцизы на бензин, дизельное топливо и моторные масла. Чтобы уменьшить нагрузку на владельцев автотранспортных средств, снижены базовые ставки транспортного налога. Ставки в отношении легковых автомобилей, мотоциклов и мотороллеров, автобусов, грузовых автомобилей, самоходных машин на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходов и мотосаней уменьшены в два раза по сравнению с ранее действовавшими (п. 1 ст. 361 НК РФ).
Конкретные ставки транспортного налога определяют законодательные (представительные) органы субъектов РФ (ст. 356 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 361 НК РФ, эти ставки могут быть больше или меньше базовых, но не более чем в 10 раз. Указанная норма дополнена положением, в соответствии с которым не ограничено уменьшение ставок в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно. Соответственно, теперь субъекты РФ могут снизить ставку налога по таким автомобилям вплоть до нуля.
Необходимо отметить, что согласно п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, снижающие размеры ставок налогов, могут иметь обратную силу, если это прямо ими предусмотрено. Следовательно, субъекты РФ могут принять законы, уменьшающие ставки, и установить, что они будут применяться с 1 января 2011 года. Если региональная налоговая ставка окажется более чем в 10 раз выше базовой, которая действует с 1 января 2011 г., законодательные органы субъектов РФ обязаны привести принятые законы в соответствие с Налоговым кодексом РФ.

2. Организации не обязаны представлять расчеты по авансовым платежам
С 1 января 2011 г. организациям – плательщикам транспортного налога не нужно подавать в инспекцию расчеты авансовых платежей. Соответствующие изменения были внесены в ст. 363.1 НК РФ.

3. Изменен срок уплаты физическими лицами транспортного налога
Для физических лиц изменился срок уплаты транспортного налога. Теперь он не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ). Данные поправки вступили в силу 2 сентября 2010 года.
Поскольку Федеральным законом от 27.07.2010 г. №229-ФЗ не придана обратная сила изменениям ст. 363 НК РФ, транспортный налог за 2010 г. уплачивается в прежние сроки, установленные региональным законодательством. При принятии нормативно-правовых актов представительные органы субъектов РФ и муниципальных образований вправе предусмотреть, что новые сроки уплаты данного налога распространяются на 2010 год. Это возможно при условии, что новые сроки улучшают положение налогоплательщиков (п. 4 ст. 5 НК РФ). Соответственно, если указанные акты содержат норму о придании им обратной силы, за 2010 г. физлица должны уплачивать транспортный налог не ранее 1 ноября 2011 года.

Резюме по разделу:
1. Базовая ставка транспортного налога для автотранспортных средств снижена в два раза (п. 1 ст. 361 НК РФ).
2. Организации не должны подавать расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу (п. п. 2, 3, 4 ст. 363.1 НК РФ).
3. Срок уплаты транспортного налога физическими лицами не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Налог на имущество
организаций (глава 30 НК РФ)

Основание: Федеральный закон №308-ФЗ от 27.11.2010 г.

1. Установлена льгота для организаций, имеющих на балансе объекты транспортной нфраструктуры
До 1 января 2025 г. организациям, имеющим на балансе объекты транспортной инфраструктуры, предоставлена льгота при уплате налога на имущество. Они могут уменьшить базу по налогу на сумму законченных капитальных вложений в строительство, реконструкцию или модернизацию отдельных объектов (судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях России, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта, за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома). Такое дополнение внесено в ст. 376 НК РФ (новый п. 6). Данная льгота применяется в отношении капвложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов после 1 января 2010 г.

Резюме по разделу:
1. Имущество, переданное в ПИФ, облагается налогом на имущество у управляющей компании (ст. 378 НК РФ).
2. Установлена льгота для организаций, имеющих на балансе объекты транспортной инфраструктуры (п. 6 ст. 376 НК РФ).

Земельный налог
(глава 31 НК РФ)

Основание: Федеральные законы №229-ФЗ от 27.07.2010 г., №308-ФЗ от 27.11.2010 г.

1. Организации и предприниматели не обязаны представлять расчеты по авансовым платежам
Организациям и индивидуальным предпринимателям – плательщикам земельного налога не нужно представлять расчеты по авансовым платежам в течение налогового периода (п. п. 2, 3 ст. 398 НК РФ). Соответственно, с 1 января 2011 г. они отчитываются один раз в год: декларация подается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим.

2. Изменен порядок уплаты земельного налога физлицами, не являющимися предпринимателями
С 1 января 2011 г. физлица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не уплачивают авансовые платежи по земельному налогу. Теперь для указанных лиц срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Соответствующие коррективы внесены в ст. ст. 396 и 397 НК РФ.
В Информационном сообщении от 01.11.2010 г. «О применении Федерального закона от 27.07.2010 г. №229-ФЗ в части установления сроков уплаты транспортного и земельного налогов» Минфин России разъяснил порядок установления срока уплаты земельного налога. Налоговым периодом по данному налогу является календарный год (ст. 393 НК РФ). Соответственно, изменения, касающиеся срока уплаты налога, применяются с 2011 года. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и муниципальных образований должны привести нормативно-правовые акты в соответствие с Налоговым кодексом РФ.
Поскольку Федеральным законом от 27.07.2010 г. №229-ФЗ не придана обратная сила изменениям ст. 397 НК РФ, земельный налог за 2010 г. уплачивается в прежние сроки. При принятии нормативно-правовых актов законодательные (представительные) органы субъектов РФ и муниципальных образований вправе предусмотреть, что новые сроки уплаты данного налога распространяются на 2010 год. Это возможно при условии, что новые сроки улучшают положение налогоплательщиков (п. 4 ст. 5 НК РФ). Соответственно, если указанные акты содержат норму о придании им обратной силы, за 2010 г. физлица должны перечислять земельный налог не ранее 1 ноября 2011 года.
3. Уточнен срок подачи физлицами документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы
В п. 5 ст. 391 НК РФ определены категории физических лиц (инвалиды с детства, ветераны и инвалиды ВОВ, Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации и др.), которые при расчете налога за находящийся в собственности земельный участок вправе уменьшить налоговую базу на 10 000 рублей. Такие налогоплательщики должны представить в инспекцию документы, подтверждающие соответствующее право. Согласно п. 6 ст. 391 НК РФ, порядок и сроки подачи указанных документов устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований. С 1 января 2011 г. в данную норму введено уточнение: срок представления документов, подтверждающих право на вычет по земельному налогу, не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

4. В перечень льгот для граждан внесены изменения, в результате которой из него исчезли льготы для инвалидов, имеющих III группу нетрудоспособности
Статья 391 НК РФ в новой редакции выглядит следующей редакции:
«2) инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года».
Резюме по разделу:
1. Организации и индивидуальные предприниматели не должны подавать расчеты по авансовым платежам по земельному налогу (п. п. 2, 3, 4 ст. 398 НК РФ).
2. Физлица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не уплачивают авансовые платежи по земельному налогу (п. п. 3, 4 ст. 396, п. п. 2, 3, 4 ст. 397 НК РФ).
3. Срок уплаты земельного налога для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
4. Срок представления документов, подтверждающих право на вычет по земельному налогу (для инвалидов с детства, ветеранов и инвалидов ВОВ, Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации и др.), не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 6 ст. 391 НК РФ).
5. Убрана льгота для инвалидов 3 группы.

Налог на имущество
физических лиц

Основание: Федеральный закон №229-ФЗ от 27.07.2010 г.

1. Изменен срок уплаты налога на имущество физических лиц
Ранее физлица уплачивали налог на имущество за текущий год равными долями в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября этого же года (п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. №2003-1). С 1 января 2011 г. налог на имущество физических лиц должен уплачиваться не позднее 1 ноября года, следующего за годом исчисления налога. Таким образом, обязательный платеж за 2011 г. необходимо будет перечислить на основании налогового уведомления до 1 ноября 2012 г. (Письма Минфина России от 24.08.2010 г. №03-05-06-01/103, от 08.09.2010 г. №03-05-04-01/45).

Резюме по разделу:
1. Уплата налога на имущество физических лиц осуществляется не позднее 1 ноября года, следующего за годом исчисления налога (п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. №2003-1).

Страховые взносы во
внебюджетные фонды

Основание: Федеральные законы №212-ФЗ от 24.07.2009 г., №227-ФЗ от 27.07.2010 г., №243-ФЗ от 28.09.2010 г., №272-ФЗ от 16.10.2010 г., №313-ФЗ от 29.11.2010 г.

1. Увеличены тарифы страховых взносов
С 1 января 2011 г. для большинства плательщиков страховых взносов действуют следующие тарифы (ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ):
– Пенсионный фонд РФ – 26 процентов. В отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии. В отношении работников 1967 года рождения и младше – 20% на финансирование страховой части, 6% – накопительной части;
– Фонд социального страхования РФ – 2,9%;
– Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 3,1%;
– территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2%.
Таким образом, в целом налоговая нагрузка на плательщиков составит 34%. В 2010 г. она составляла 26%.
Необходимо отметить, что страховые взносы в указанном размере уплачивают и лица, применяющие УСН или ЕНВД. В 2010 г. эти страхователи рассчитывали взносы исходя из тарифа 14%.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики, не производящие выплат физлицам), должны определять стоимость страхового года с применением указанных тарифов (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ). В 2011 г. они уплачивают:
– в ПФР – МРОТ x 26% x 12;
– в ФФОМС – МРОТ x 3,1% x 12;
– в ТФОМС – МРОТ x 2% x 12.
Таким образом, с учетом действующего МРОТ (4 330 руб. в месяц – Федеральный закон от 19.06.2000 г. №82-ФЗ) плательщики, не производящие выплат физлицам, в 2011 г. должны перечислить в ПФР 13509,60 руб., в ФФОМС – 1610,76 руб., в ТФОМС – 1039,20 руб. В случае повышения МРОТ тарифы поменяются.
Напомним, что данная категория плательщиков взносы в ФСС РФ не перечисляет в соответствии с ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ.

2. Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей
Сразу в нескольких областях деятельности предусмотрены пониженные ставки взносов. Подробнее читайте в статье «Ставки взносов от заработной платы в 2011 году» на стр. 3.

3. Предельная величина доходов каждого физического лица для начисления страховых взносов составляет 463 000 руб.
Предельная величина доходов, с которой уплачиваются взносы, должна ежегодно индексироваться (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ). С 1 января 2011 г. предельная величина, которая в 2010 году равнялась 415 000 руб., индексируется на 1,1164 (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 г. №933).
Таким образом, база для начисления взносов с выплат в пользу каждого физлица в 2011 году не должна превышать 463 000 рублей. На выплаты и вознаграждения физлицу, превышающие эту величину, страховые взносы не начисляются.

4. Представление лицами, производящими выплаты физлицам, отчетности об уплаченных страховых взносах в электронном виде
В 2011 году расчеты в ПФР и ФСС РФ должны представляться в электронной форме, если численность сотрудников страхователя превышает 50 человек (в 2010 г. – 100 человек). Если же число работников меньше установленного предела, то работодатель может подавать отчетность как в письменном, так и в электронном виде (по выбору). Органы ФСС РФ и ПФР обязаны направить подтверждение приема расчетов в электронной форме, например, через Интернет (ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ).

5. Представление отчетности для персонифицированного учета
Срок представления отчетности в ПФР, в том числе и в целях персонифицированного учета, перенесен на 15 дней. Теперь он составляет 1 месяц и 15 дней со дня окончания квартала.
С 2011 году страхователи, у которых численность работников за предшествующий отчетный период составляет 50 человек и более, должны представлять персонифицированную отчетность в электронной форме. Если количество сотрудников меньше указанного предела, то информацию можно подать как в письменном, так и в электронном виде. Страхователи вправе передавать сведения в ПФР с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документ должен быть составлен по форме, установленной ПФР, и заверен электронной цифровой подписью (п. п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 г. №27-ФЗ). Следует отметить, что представление отчетности в электронном виде возможно при наличии гарантий достоверности сведений и защиты от несанкционированного доступа и искажений. ПФР, в свою очередь, должен направлять страхователю подтверждение о приеме сведений в электронной форме.
С 2011 года законодательно установлен срок для представления сведений физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, – не позднее 1 марта следующего года (абз. 1 п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. №27-ФЗ). Ранее этот срок был определен только в п. 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 г. №318), а также в п. 42 Инструкции, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 г. №987н. Вопрос о привлечении к ответственности предпринимателя за подачу сведений с нарушением срока был спорным. В большинстве решений суды указывали, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, не привлекаются к ответственности за несвоевременное представление сведений, так как срок их подачи не предусмотрен. На данных лиц неправомерно распространять положение о сроке представления сведений (не позднее 1 марта), который установлен для страхователей, имеющих наемных работников.
В электронном виде через Интернет теперь можно также подавать:
– сведения, представляемые при первичной регистрации в качестве страхователя физлица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы (абз. 3 п. 2 ст. 10 Федерального закона от 01.04.1996 г. №27-ФЗ);
– реестр застрахованных лиц, который формируется работодателем одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (п. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. №27-ФЗ).
Кроме того, застрахованное лицо может получать из ПФР информацию о своем индивидуальном лицевом счете в электронной форме по сети Интернет (ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 01.04.1996 г. №27-ФЗ).

6. Электронное обжалование
С 2011 года плательщики взносов могут подавать жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (ПФР, ФСС РФ) в электронной форме через Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Решение по таким жалобам также направляется лицу с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (ч. 1 ст. 55 и ч. 5 ст. 56 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ).

7. Документы, подтверждающие правильность исчисления страховых взносов и своевременность их уплаты, можно передать через Интернет
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов вправе требовать от плательщика документы, подтверждающие правильность исчисления взносов и своевременность их уплаты. С 1 января 2011 г. такие документы можно представлять в электронном виде через Интернет (п. 4 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ).

8. Ограничены случаи вызова плательщиков взносов в контролирующие органы для дачи пояснений
Органы контроля за уплатой страховых взносов вправе вызывать плательщиков на основании письменного уведомления для дачи пояснений в связи с уплатой взносов или проверкой правильности их перечисления (п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ). С 1 января 2011 г. ПФР и ФСС РФ могут вызывать страхователей по указанным причинам, только если представленные ими сведения неполны или противоречивы.

Резюме по разделу:
1. Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе применяющие УСН и ЕНВД, исчисляют обязательные платежи исходя из тарифа 34 процента: ПФР – 26%, ФСС РФ – 2,9%, ФФОМС – 3,1%, ТФОМС – 2% (ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ).
2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики, не производящие выплат физлицам), рассчитывают страховые взносы исходя из стоимости страхового года с использованием тарифа 31,1%: ПФР – 26%, ФФОМС – 3,1%, ТФОМС – 2% (ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ).
3. Установлены пониженные ставки взносов для отдельных категорий налогоплательщиков (от 14% до 26%).
4. Предельная величина доходов каждого физического лица для начисления страховых взносов составляет 463 000 руб. (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 г. №933).
5. Расчеты в ПФР и ФСС РФ представляются только в электронной форме, если численность сотрудников страхователя превышает 50 человек (ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ).
6. Плательщики взносов могут подавать жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (ПФР, ФСС РФ) в электронной форме через Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ).
7. Затребованные органом контроля за уплатой страховых взносов документы, подтверждающие правильность исчисления взносов и своевременность их уплаты, можно передать через Интернет (п. 4 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ).
8. Органы контроля за уплатой страховых взносов вправе вызывать плательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой взносов или проверкой правильности их перечисления, только если представленные плательщиками сведения неполны или противоречивы (п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ).
9. Страхователи, у которых численность работников за предшествующий отчетный период составляет 50 человек и более, подают отчетность для персонифицированного учета только в электронной форме в том числе через Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 г. №27-ФЗ).
10. Перенесен срок сдачи отчета в ПФР (по форме РСВ-1 и формы персонифицированного учета). Срок сдачи – до 15 февраля, 15 мая, 15 августа, 15 ноября.
Налог на добавленную
стоимость (глава 21 НК РФ)
Основание: Федеральные законы №395-ФЗ от 28.12.2010 г., №83-ФЗ от 08.05.2010 г., №285-ФЗ от 03.11.2010 г., №309-ФЗ от 27.11.2010 г.

1. Малые предприятия, выкупающие у муниципалитета арендуемое имущество, теперь не обязаны выплачивать НДС с суммы сделки как налоговый агент
Пункт 2 статьи 146 дополнен пп. 12 следующего содержания:
«12) операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Поскольку закон вступает в силу с начала нового налогового периода, а для НДС он установлен как квартал, то реально применять данную льготу можно только с 1 апреля 2011 года.

2. Арендатор признается налоговым агентом по НДС, если арендодателем является казенное учреждение
Теперь все государственные и муниципальные учреждения делятся на три типа: автономные, бюджетные и казенные (абз. 2 п. 2 ст. 120 ГК РФ).
Изменения, затрагивающие порядок уплаты НДС, заключаются в следующем: арендатор признается налоговым агентом по НДС, если арендодателем является казенное учреждение (п. 3 ст. 161 НК РФ). В этом случае при перечислении арендной платы арендатор должен удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога, которую впоследствии может принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Основание: Федеральный закон №83-ФЗ от 08.05.2010 г.

3. Новые правила подтверждения нулевой ставки НДС при совершении внешнеторговых бартерных сделок
При совершении внешнеторговых бартерных сделок налогоплательщики могут предусмотреть, что товары по встречной поставке не будут ввозиться в Россию.
В связи с данными изменениями внешнеторгового законодательства поправки были внесены и в Налоговый кодекс РФ, а именно был уточнен порядок подтверждения нулевой ставки НДС при совершении бартерных сделок, по которым полученный товар не ввозится в Россию. Теперь для подтверждения нулевой ставки необходимо предъявить предусмотренные внешнеторговым контрактом документы, подтверждающие получение товара за границей и его оприходование.

4. Новые правила применения нулевой ставки НДС по работам и услугам, непосредственно связанным с экспортом и импортом товаров
В пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ заменили восемь новых подпунктов, в каждом из которых перечислены услуги и работы, облагаемые НДС по нулевой ставке.

Резюме по разделу:
1. При выкупе арендумого помещения у миниципалитета малые предприятия не начисляют НДС как налоговый агент.
2. Арендатор признается налоговым агентом по НДС, если арендодателем является казенное учреждение (п. 3 ст. 161 НК РФ).
3. Для подтверждения нулевой ставки НДС при совершении внешнеторговых бартерных сделок, по которым полученный товар не ввозится в Россию, необходимо представить предусмотренные контрактом документы, подтверждающие получение товара за границей и его оприходование (пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ).
4. Установлен закрытый перечень услуг, связанных с экспортом и импортом товаров, которые облагаются НДС по нулевой ставке (пп. 2.1-2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Акцизы (глава 22 НК РФ)
Основание: Федеральный закон №306-ФЗ от 27.11.2010 г.
1. Увеличены ставки акцизов на сигареты с фильтром, сигареты без фильтра и папиросы (п. 1 ст. 193 НК РФ).
2. Значительно повышены ставки на бензин, дизельное топливо и моторные масла (п. 1 ст. 193 НК РФ).
3. Ставка акциза на автомобильный бензин и дизельное топливо зависит от класса топлива (п. 1 ст. 193 НК РФ).
4. С 1 июля 2011 г. производители алкогольной продукции или подакцизной спиртосодержащей продукции обязаны уплачивать в бюджет авансовый платеж акциза (п. 8 ст. 194 НК РФ). Однако они могут не уплачивать этот платеж, если представят в инспекцию банковскую гарантию и извещение об освобождении от его уплаты (п. 11 ст. 204 НК РФ).
5. С 1 августа 2011 г. объектом обложения акцизами признается передача произведенного этилового или коньячного спирта для дальнейшего производства алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции в структуре одной организации (пп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ).
6. Установлен отдельный порядок уплаты акцизов по маркированным товарам, которые ввозятся на территорию России с территории государства – члена таможенного союза (ст. 186.1 НК РФ).

Налог на прибыль
организаций (глава 25 НК РФ)

Основание: Федеральные законы №268-ФЗ от 30.12.2006 г., №368-ФЗ от 27.12.2009 г., №83-ФЗ от 08.05.2010 г., №229-ФЗ от 27.07.2010 г., №300-ФЗ от 15.11.2010 г.

1. В два раза (с 20 000 до 40 000 руб.) увеличена первоначальная стоимость объекта для признания его основным средством или амортизируемым имуществом
С 1 января 2011 года имущество (основные средства и нематериальные активы) считается амортизируемым, если его первоначальная стоимость составляет более 40 000 руб. (ранее – более 20 000 руб.), при этом срок полезного использования (более 12 месяцев) не изменился. Это положение (п. 1 ст. 256 НК РФ) применяется к объектам, приобретенным с 1 января 2011 года. Если же объект был введен в эксплуатацию в декабре 2010 г. и его стоимость составляла более 20 000 руб., то он признается амортизируемым, т.е. с января 2011 г. на него должна начисляться амортизация.
Аналогичная ситуация возникала при увеличении размера первоначальной стоимости имущества с 10 000 до 20 000 руб. с 1 января 2008 года. Тогда Минфин России разъяснял, что изменения стоимости касаются только основных средств, вводимых в эксплуатацию после 1 января 2008 года. По амортизируемому имуществу, введенному в эксплуатацию до этой даты, следовало продолжать начислять амортизацию до полного погашения первоначальной стоимости (Письмо от 28.08.2008 г. №03-01-15/10-317).

2. Применяется новая предельная величина для признания в расходах процентов по долговым обязательствам
В 2011 году лимит процентов, учитываемых в расходах, определяется в соответствии с п. 1.1 ст. 269 НК РФ (в случае отсутствия долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика). С 1 января продолжает применяться предельная величина, действующая в отношении процентов по рублевым долговым обязательствам – ставка рефинансирования ЦБ РФ, увеличенная в 1,8 раза. Она применяется к процентам по долговым обязательствам, возникшим как до 1 ноября 2009 г., так и после. А вот лимит процентов по займам в иностранной валюте с 1 января 2011 г. определяется по-новому. В этом случае предельная величина равна произведению ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8. В 2010 г. лимит был равен 15 процентам. Этот порядок применяется также независимо от периода возникновения долгового обязательства.

3. Увеличена предельная сумма доходов от реализации для целей уплаты ежеквартальных авансовых платежей
С 2011 года организация может перейти на уплату квартальных авансовых платежей, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превышали в среднем 10 млн руб. (ранее – 3 млн. руб.) за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ).

4. Расходы, связанные с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, признаются в полном размере
С 1 января 2011 года отменены ч. 8 и 9 ст. 275.1 НК РФ. Теперь убытки от использования объектов обслуживающих производств и хозяйств признаются в размере фактических затрат при аналогичности условий деятельности налогоплательщика и специализированных организаций, для которых такая деятельность является основной (ч. 5 ст. 275.1 НК РФ).

5. Убытки, полученные в период применения нулевой ставки
С 1 января 2011 года базу текущего налогового периода нельзя уменьшить на убытки, полученные налогоплательщиком в период обложения его доходов по ставке 0 процентов (п. 1 ст. 283 НК РФ).
В первую очередь данное изменение актуально для сельхозпроизводителей, поскольку они до конца 2012 г. вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль (ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 г. №110-ФЗ).

6. Новые правила уплаты налога на прибыль государственными и муниципальными учреждениями
С 1 января 2011 года на основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в доходы бюджетных и автономных учреждений не включаются предоставленные им субсидии, а казенные учреждения не учитывают для целей налога на прибыль выделенные им бюджетные ассигнования. Кроме того, согласно новому пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, казенные учреждения не признают доходами средства, полученные от оказания государственных или муниципальных услуг (выполнения работ). В соответствии с новым п. 48.11 ст. 270 НК РФ затраты казенных учреждений, связанные с исполнением государственных (муниципальных) функций, не включаются в расходы.
С 2011 года автономные учреждения, так же, как и бюджетные, вправе уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ).

7. Перечень доходов, не увеличивающих налоговую базу по налогу на прибыль, дополнили пунктом о передаче имущества от участников общества в целях формирования добавочного капитала.
Пункт 1 статьи 251 дополнен подпунктом 3.4, который гласит: не учитываются при определении налоговой базы взносы от учредителей общества в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы хозяйственному обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов, в том числе путем формирования добавочного капитала и (или) фондов. Данное правило распространяется также на случаи увеличения чистых активов хозяйственного общества или товарищества с одновременным уменьшением либо прекращением обязательства хозяйственного общества или товарищества перед соответствующими акционерами или участниками, если такое увеличение чистых активов происходит в соответствии с положениями учредительных документов хозяйственного общества или товарищества.

8. По нематериальным активам налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть более 2 лет.
Пункт 2 статьи 258 дополнен абзацем следующего содержания:
«По нематериальным активам, указанным в подпунктах 1-3, 5, 6 абзаца третьего пункта 3 статьи 257 настоящего Кодекса, налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет».

9. Уточнен принцип признания доходов и расходов при методе начисления при получении аванса в иностранной валюте
Пункт 8 статьи 271 НК РФ, часть третья статьи 316 НК РФ дополнены абзацами следующего содержания:
«В случае получения аванса, задатка доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату получения аванса, задатка (в части, приходящейся на аванс, задаток)».
Статья 272 НК РФ дополнена пунктом 10 аналогичного содержания.

10. Прописаны новые условия применения нулевой ставки по налогу на прибыль организациями, осуществляющими образовательную и медицинскую деятельность
В НК РФ добавлена статья 284.1. «Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность».

11. Разрешено не облагать налогом на прибыль доходы от операций с акциями и долями в уставном капитале при условии, что собственники владели этими акциями или долями более 5 лет
С этой целью НК РФ дополнен статьей 284.2.

Резюме по разделу:
1. Приобретенное начиная с 1 января 2011 г. имущество (основные средства и нематериальные активы) считается амортизируемым, если его первоначальная стоимость составляет более 40 000 руб. (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ).
2. Предельная величина признаваемых в расходах процентов по займам в иностранной валюте определяется исходя из произведения ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8 (пп. 1.1 ст. 269 НК РФ).
3. Организация может перейти на уплату квартальных авансовых платежей, если доходы от реализации за предыдущий год не превышали в среднем 10 млн руб. за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ).
4. Расходы, связанные с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, признаются в полном размере (ч. 8, 9 ст. 275.1 НК РФ).
5. Базу текущего налогового периода нельзя уменьшить на убытки, полученные налогоплательщиком в период обложения его доходов по ставке ноль процентов (п. 1 ст. 283 НК РФ).
6. Бюджетные и автономные учреждения не учитывают в доходах предоставленные им субсидии, а казенные учреждения – выделенные им бюджетные ассигнования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
7. Казенные учреждения не признают доходами средства, полученные от оказания государственных или муниципальных услуг (пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).
8. Затраты казенных учреждений, осуществленные в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, не включаются в расходы (п. 48.11 ст. 270 НК РФ).
9. В перечень доходов, не увеличивающих налоговую базу по налогу на прибыль, дополнили передачу от участников общества имущества в целях формирования добавочного капитала.
10. По нематериальным активам налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть более 2 лет.
11. В перечень прочих расходов, включаемых в затраты, внесены расходы работодателя по выплате пособий по временной нетрудоспособности, платежи по договорам добровольного личного страхования в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности.
12. Уточнен принцип признания доходов и расходов при методе начисления при получении аванса в иностранной валюте, при котором в случае получения аванса, задатка доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком РФ на дату получения аванса, задатка.
13. Прописаны новые условия применения нулевой ставки по налогу на прибыль организациями, осуществляющими образовательную и медицинскую деятельность. Для чего в НК РФ добавлена статья 284.1. «Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность».
14. Дополнена статья 284.2 НК РФ, которая позволяет не облагать налогом на прибыль доходы от операций с акциями и долями в уставном капитале при условии, что собственники владели этими акциями или долями более 5 лет.
О. Скворцов

Понравилась статья, поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Top