От бумаги к электронным услугам – 20-летний путь налоговых органов №12(99)

Оказание электронных услуг – общепринятая мировая практика, позволяющая минимизировать контакты между поставщиками и потребителями услуг, сократить время и затраты на их получение, упростить исполнение налоговых обязательств…Оказание электронных услуг – общепринятая мировая практика, позволяющая минимизировать контакты между поставщиками и потребителями услуг, сократить время и затраты на их получение, упростить исполнение налоговых обязательств.
Сегодня уже никого не удивишь возможностью представления через Интернет налоговой и бухгалтерской отчетности прямо из офиса или квартиры.
Законодательной базой для безбумажной технологии сдачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи (через Интернет) является Федеральный закон 2002 года «Об электронной цифровой подписи», согласно которому документ в электронном виде, подписанный ЭЦП, приобретает юридический статус, то есть имеет такую же юридическую силу, как и бумажный документ с собственноручной подписью и печатью. Таким образом, налогоплательщики имеют возможность представлять налоговую отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), при этом днем ее представления считается дата отправки файла.
Технологию представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи используют уже более 60% всех организаций и индивидуальных предпринимателей Рязанской области. С начала текущего года в налоговые инспекции области налогоплательщиками было направлено через Интернет свыше 185 тысяч деклараций, а это почти половина от общего количества представляемых деклараций.
Федеральной налоговой службой разработаны механизмы, позволяющие значительно расширить возможность предоставления информационных сервисов для налогоплательщиков, отправляющих отчетность по каналам связи. В настоящее время представление отчетности в электронном виде по ТКС дает налогоплательщикам возможность воспользоваться дополнительной системой информационного обслуживания.
Эта система позволяет налогоплательщику, не посещая инспекцию, получать от налогового органа следующие виды документов, подписанных электронно-цифровой подписью:
– справку о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам;
– выписку из карточки «расчеты с бюджетом»;
– перечень бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной в отчетном году;
– акт сверки расчетов по налогам, сборам и взносам;
– справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций.
При этом информация, которой обмениваются налогоплательщик и налоговый орган при информационном обслуживании налогоплательщиков, зашифрована с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации.
Все названные услуги оказываются налогоплательщикам бесплатно, при условии представления отчетности в электронном виде, то есть в рамках договора на оказание услуг при подключении к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности по каналам связи.
Чтобы представлять налоговую отчетность через Интернет, а также участвовать в процессе информационного взаимодействия с налоговыми органами, необходимо прибегнуть к услугам специализированного оператора связи, уполномоченной организации, заключившей с Управлением ФНС России по Рязанской области договор на предоставление налогоплательщикам услуг по передаче налоговой отчетности по ТКС.
В настоящее время Федеральная налоговая служба ведет работы по совершенствованию различных электронных сервисов, направленных на повышение открытости и упрощение налоговых процедур, включая взаимодействие с налогоплательщиком. Решение этой задачи должно осуществляться за счет развития информационных технологий, создания новых и развития действующих электронных сервисов.
Существующий сегодня на сайте налоговой службы www.nalog.ru сервис «Личный кабинет налогоплательщика» будет преобразован в ключевое средство взаимодействия между ФНС России и налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами). Так, в «Личном кабинете налогоплательщика» для всех категорий налогоплательщиков будет отражаться полный набор сведений о взаимоотношениях с налоговыми органами (декларации, платежи, состояние расчетов с бюджетом, уведомления) и обеспечена возможность бесконтактного взаимодействия с налоговой службой по всем видам налоговых процедур (представление отчетности, проведение зачетов, истребование документов, электронные платежи и т.д.).
Федеральная налоговая служба предполагает узаконить понятия «электронное уведомление», «электронное требование» и «электронное истребование документов», что позволит предоставить налогоплательщикам – физическим лицам возможность уплачивать налоги через банковские и другие терминалы, Интернет и с использованием мобильной связи.
Надеемся, что новые технологии, разрабатываемые налоговыми органами, вызовут понимание и заинтересованность со стороны налогоплательщиков, и уже в ближайшем будущем все они смогут оценить их преимущества.

Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области

Понравилась статья, поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Top