Переходить на «упрощенку» или нет? №10(97)

Сейчас идет период для принятия решения – переходить или нет на специальный налоговый режим? С 1 октября по 30 ноября 2010 года необходимо подать заявление на «упрощенку» тем предпринимателям и организациям, которые хотят перейти на «упрощенку» с 1 января 2011 года. О том, как это сделать, как выбрать ставку:
6% или 15%, и посвящена статья.
Сейчас идет период для принятия решения – переходить или нет на специальный налоговый режим? С 1 октября по 30 ноября 2010 года необходимо подать заявление на «упрощенку» тем предпринимателям и организациям, которые хотят перейти на «упрощенку» с 1 января 2011 года. О том, как это сделать, как выбрать ставку:
6% или 15%, и посвящена статья.

Коротко об «упрощенке»
Упрощенная система налогообложения – система, которую выбирает налогоплательщик по своему усмотрению. При уплате «упрощенного» налога предприниматели освобождаются от уплаты:
– НДС;
– НДФЛ;
– налога на имущество.
А, организации не платят НДС, налог на прибыль и налог на имущество.
Однако при этом у всех «упрощенцев» остается обязанность по уплате взносов во внебюджетные фонды за наемных работников, налога на доходы физических лиц с доходов наемных работников, страховых взносов от несчастных случаев. Также ИП и организации уплачивают госпошлину и НДС (при пересечении границы и в тех случаях, когда они являются налоговыми агентами).
Если вы осуществляете деятельность, облагаемую ЕНВД, то доходы, полученные по этим видам деятельности, не подпадают под УСН.
В статье 346.12 Налогового кодекса установлены ограничения для применения определенных субъектов.
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
2) банки;
3) страховщики;
4) негосударственные пенсионные фонды;
5) инвестиционные фонды;
6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
7) ломбарды;
8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
10) частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
12) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса;
13) организации, доля участия в которых других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.1992 г. №3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
14) бюджетные учреждения;
15) иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.
Также установлены ограничения:
– на «упрощенке» можно находиться только до тех пор, пока доход нарастающим итогом не превысит 60 млн. рублей;
– остаточная стоимость имущества не должна превышать 100 млн. рублей;
– численность персонала не должна превышать 100 человек.

Две ставки – два варианта
Существуют две налоговые базы – «доходы» со ставкой налога 6% и «доходы, уменьшенные на величину расходов» со ставкой налога 15%. В первом случае налог платится «с оборота» – все, что пробивается через кассу и попадает на расчетный счет, облагается 6% (кроме тех поступлений, которые не являются изначально доходами – получение кредита, к примеру). Кроме того, рассчитанный налог можно уменьшить на уплаченные во внебюджетные фонды взносы за предпринимателя и за работников, но не более чем на 50% от рассчитанного налога. Во втором случае (при выборе базы «доходы – расходы») при расчете базы учитываются не только доходы, но и расходы. При этом ставка налога – 15%, что гораздо ниже ставки налога на прибыль – 20%, но выше налога на доходы физических лиц для предпринимателей (всего 13%). Но многие предприниматели выбирают «упрощенку». Однако у нее есть не только плюсы, но и минусы. Подробнее о них – ниже.
При уплате налога по ставке 15% существует такое понятие, как минимальный налог, который составляет 1% от доходов (от выручки). Этот налог платится один раз в год, при сдаче годовой декларации, если рассчитанный в обыкновенном порядке налог будет меньше 1% от выручки. Это является одним из недостатков 15-процентной «упрощенки». Однако этот «минус» с лихвой перекрывается новым порядком списания основных средств. Их можно списать в расходы полностью в течение года с момента ввода в эксплуатацию, при условии, что они оплачены. Кроме того, установлен льготный порядок списания остаточной стоимости основных средств, приобретенных до перехода на «упрощенку». Кроме того, для плательщиков 15-процентного налога установлен определенный перечень расходов, который «закрыт» законодателями. То есть добавить ничего в этот список нельзя.
Сроки уплаты налога до 25 апреля – за 1 квартал, до 25 июля – за 2 квартал, до 25 октября – за 3 квартал, за год – до 30 апреля – предпринимателям, а организациям – до 31 марта следующего года. Срок сдачи отчетности один – в налоговую инспекцию подается только годовая декларация по срокам: до 30 апреля – предприниматели и до 31 марта – организации.

Преимущества «упрощенки»
1. Уплата единого налога при УСН предоставляет организациям и индивидуальным предпринимателям право не платить НДС.
2. Уменьшенная сумма взносов от заработной платы в 2010 году. До 2011 года предприниматели и организации платили взносы в размере 14% от заработной платы наемных работников (помимо 13-процентного подоходного налога, который удерживается из доходов физического лица). С 01.01.2011 г.. «упрощенцы» платят налоги от заработной платы в том же объеме, как и плательщики налогов по общепринятой системе налогообложения.
3. Организации и индивидуальные предприниматели не платят налог на имущество, а это весьма существенные суммы, учитывая параметры возможной деятельности. Однако налог на имущество они не платят только по тому имуществу, которое используют в предпринимательской деятельности.
4. Применение УСН значительно упрощает налоговый учет доходов и расходов налогоплательщиков и учет отдельных видов имущества.
5. Главное преимущество УСН – небольшая ставка налога. Остановимся на тех, кто платит 15% от доходов за вычетом расходов. Их налогооблагаемая база мало или совсем не отличается от показателя прибыли, а налоговая ставка значительно ниже. При этом предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, списывают расходы на приобретение основных средств постепенно через амортизационные отчисления, а организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, могут списывать приобретенные основные средства на расходы в момент ввода их в эксплуатацию в течение года.
Государство таким образом стимулирует активизацию инвестиционного процесса. Хотя это и является протекционистской мерой, но крайне выгодно индивидуальным предпринимателям. Поскольку налогоплательщики, которые выбрали в качестве объекта налогообложения «доходы, минус расходы» и у которых имеются основные средства большой стоимости, скорее всего, будут уплачивать единый налог в первые годы применения УСН по ставке 1% от доходов (минимальный) согласно п. 6 ст. 346.18 НК РФ.
Казалось бы, опираясь на вышеприведенные доводы, можно сделать вывод, что переход на УСН выгоден всем налогоплательщикам.

Недостатки упрощенной
системы налогообложения

1. Возможность потери клиентов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС.
Индивидуальные предприниматели, перешедшие на «упрощенку», освобождаются от уплаты НДС. Но, как ни парадоксально, именно это положительное обстоятельство зачастую является аргументом против выбора данной системы налогообложения. Причина – в разрыве цепочки НДС. Вашему покупателю невыгодно будет работать с вами: если у других поставщиков цена почти такая же, а «входного» НДС для них нет. Безусловно, это относится к ситуации покупателя-посредника, либо переработчика. Исключение составят случаи, когда покупатели также освобождены от НДС или когда товары реализуются населению. Им ваша «безэндээсность» безразлична, лишь бы товар был качественный и недорогой. Пример, подтверждающий, что вашему покупателю невыгодно работать с вами без НДС, вы сможете увидеть на странице 7.
2. Необходимость доплаты сумм единого налога и соответствующей суммы пени при реализации объектов основных средств.
Поскольку «упрощенцы» могут включать в расходы полную стоимость приобретенных основных средств в течение года приобретения, многие этим пользуются. Большая стоимость расходов может приводить к уплате минимального налога (когда сумма рассчитанного в обыкновенном порядке налога меньше 1% от выручки (оборота). Иными словами, налогоплательщики со значительной стоимостью основных средств в первые годы применения упрощенной системы, скорее всего, будут уплачивать лишь минимальный налог по ставке 1% от доходов. Ведь они могут стоимость основного средства сразу списать. Воспользовавшись столь существенной льготой и недоплатив соответственно в бюджет, налогоплательщик, таким образом, обременяет себя обязательствами.
Так что по объектам основных средств, приобретенным в период применения упрощенной системы налогообложения (а их полная стоимость сразу включается в состав расходов), в случае реализации (передачи) таких основных средств до истечения трех лет с момента их приобретения налоговая база за весь период эксплуатации основного средства подлежит пересчету с учетом положений гл. 25 НК РФ с уплатой пени. В отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет соответственно – до истечения 10 лет с момента их приобретения. То есть при продаже раньше определенного срока основных средств вы обязаны пересчитать расходы на приобретение основных средств, как если бы вы работали на классической системе налогообложения через амортизационные отчисления. А поскольку они меньше (так как стоимость основного средства растягивается на годы), придется в расходы поставить их. А значит, налоговая база и сумма налога увеличится (т.к. мы уменьшили расходы) и надо будет заплатить новую сумму налога и пени.
Приведем пример. Мы купили ксерокс стоимостью 60000 рублей в 2008 году. В 2010 году решили его продать. Поскольку в 2008 году мы и оплатили, и ввели в эксплуатацию это основное средство, то мы сразу его стоимость включили в расходы. Теперь же, когда не прошло еще 3-х лет с момента включения стоимости основного средства в расходы, мы обязаны внести исправления в книгу учета доходов и расходов и пересчитать налог. А в расходы мы включим лишь амортизационные отчисления, рассчитанные в соответствии с главой 25 НК РФ. Машины для копирования включаются в третью группу – со сроком эксплуатации от 3 до 5 лет. Допустим, срок полезного использования на наш ксерокс установлен 37 месяцев. Значит, ежемесячно мы сможем списать 1621,62 руб. (60000 : 37). С момента включения в эксплуатацию прошло 26 месяцев. Значит, мы включим в расходы только 42162 руб. (1621,62 х 26), вместо 60 000 рублей, которые мы включили раньше. Фактически разница в сумме налога будет равна 2675,7 руб. ((60000 – 42162) х 15%). К этому еще надо добавить пени.
А если вы не сами эту ошибку заметили, а вам на нее указал инспектор при проведении налоговой проверки, то ко всему прочему еще добавится штраф 20% от суммы недоплаты. Совет один: ждите, когда пройдет три года с момента включения в расходы, а потом продавайте это основное средство. Иначе будет больше бумажной волокиты, потери времени и денег.
3. Включение в налоговую базу авансов, полученных от покупателей и заказчиков.
В соответствии со ст. 346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод). С другой стороны, является ли вообще авансовый платеж доходом? Ведь в последующем он может быть признан как ошибочно зачисленная сумма. Но закон суров: поступили средства – заплати налог.
Несколько иначе рассматривается ситуация с авансами на сам момент перехода налогоплательщика на «упрощенку», учитывая положения подп. 1 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, который регламентирует порядок перехода с общего режима налогообложения на упрощенную систему. Согласно данному подпункту, на дату перехода на упрощенную систему налогообложения в налоговую базу включаются суммы авансов от покупателей и заказчиков, полученные в период применения общего режима налогообложения и не погашенные на дату перехода. На основании этого можно сделать вывод, что суммы авансовых платежей, полученные от покупателей (заказчиков), следует включать в налоговую базу на дату зачисления в кассу или на расчетный счет.
4. Особый порядок учета расходов на приобретение сырья, товаров.
Для целей исчисления единого налога принимаются только обоснованные и документально подтвержденные расходы. С 2009 года в расходы можно включать стоимость сырья и материалов по мере оплаты их поставщикам, а не по мере списания в производство, как раньше.
А что касается товаров, то их покупную стоимость можно включать в расходы только после того, как эти товары будут проданы (мы совсем недавно про это писали – на стр. 18 №8 нашей газеты за 2010 год). Однако нигде не написано четко, что значит «проданы» – отгружены или оплачены. Это можно увидеть только в договоре купли-продажи – в нем должен быть указан порядок перехода права собственности. В расходы теперь можно также включать стоимость доставки товара, погрузки-разгрузки, упаковки, хранения и так далее. Однако эти затраты необходимо включить в стоимость товара.
5. Негативные последствия в случае потери права или отказа от применения упрощенной системы.
Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения лишь с начала нового календарного года: для этого не позднее 15 января нужно будет уведомить соответствующий налоговый орган.
Но возможен переход на общий режим и в принудительном порядке, так как помимо ограничений по переходу на упрощенную систему гл. 26.2 установлены и ограничения по ее применению.
Такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. Иначе говоря, налогоплательщики будут обязаны в порядке, предусмотренном для вновь зарегистрированных предпринимателей, уплачивать налог на доходы и все иные налоги, от которых они были освобождены ввиду применения «упрощенки», причем, с начала квартала, в котором они допустили превышение (исключение сделано для авансовых платежей).
Однако самые большие неприятности будут подстерегать налогоплательщиков, если они отклонятся в период применения упрощенной системы от иных условий, перечисленных в ст. 346.12 НК РФ. Например, займутся игорным бизнесом, производством подакцизных товаров или штат их сотрудников превысит 100 человек. Налоговый кодекс прямо не предусмотрел в этих случаях обязательного и «сиюминутного» перехода на общую систему. Минфин России полагает, что в этом случае «налогоплательщик в принципе не вправе применять упрощенную систему налогообложения и обязан уплатить все суммы налогов (с начислением пени и штрафов), подлежащих уплате в соответствии с общим режимом налогообложения с начала налогового периода». То есть календарного года, а не в льготном порядке – с начала квартала занятия запрещенной «упрощенкой» деятельности. Очевидно, что принудительный перевод на общую систему «задним числом» с начала года для многих налогоплательщиков будет просто разорительным. То же самое ожидает и тех налогоплательщиков, при проверке которых налоговый орган выяснит, что они не соблюдали ограничения ст. 346.12 НК РФ еще при переходе на упрощенную систему.
Отрицательное решение на предложение перейти на УСН, по нашему мнению, принимают организации и индивидуальные предприниматели, если, согласно условиям своей деятельности, они являются частью цепочки плательщиков НДС: цепочка выставления счетов-фактур прерывается, и организация, приобретающая товары (работы, услуги) у организации или индивидуального предпринимателя, применяющего УСН, лишается права на осуществление налогового вычета по НДС. Кроме того, при экспорте товаров организации, применяющие УСН, лишены возможности получения возврата сумм уплаченного НДС.
В то же время в ряде случаев льгота по НДС, предоставленная в соответствии с подпунктом 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, делает переход на УСН привлекательным для тех индивидуальных предпринимателей, которые по условиям деятельности реализуют свою продукцию в основном организациям, перешедшим на УСН, или индивидуальным предпринимателям, а также осуществляют розничную торговлю. Им выгодно также работать с предприятиями общественного питания и бытового обслуживания, а также с другими организациями, которые в обязательном порядке перешли на уплату ЕНВД.

Какой же режим все-таки вам
выгоднее: 6- или 15-процентный?

Сказать сразу, какой режим выгоднее – очень сложно. Тут надо как следует просчитать расходы вашего бизнеса, проанализировать, сможете ли вы эти расходы подтвердить бумажными документами.
Для начала рекомендуем проанализировать рентабельность своего бизнеса. К слову, это результат деления суммы чистой прибыли на величину суммы расходов. Так, при сдаче в аренду торговых мест он достигает 300%. К примеру, снимаем площади по 40 рублей, а предлагаем по 400 рублей. Допустим, еще в 60 рублей обойдется «коммуналка». Результат – 300 % ((400 – 40 – 60) : 100).
Если выбрать 15-процентную ставку, то налог составит 45 руб., т.е. примерно 11,2% от полученной выручки. Взяв за основу 6-процентную ставку, истратим на налоги 24 руб., что практически в 2 раза меньше.
Согласно положениям гл. 26.2 НК РФ, сумму самого 6-процентного налога уменьшают (но не более чем на 50%), на сумму оплаченных внебюджетных взносов за наемных работников предпринимателя и выплаты за счет собственных средств предпринимателя, и поэтому расчеты необходимо чуть-чуть скорректировать. Но это произойдет в обоих рассматриваемых случаях, то есть симметрично.
Следовательно, можно сделать выводы:
а) если ваша рентабельность ниже 40%, то выгодно применять УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»;
б) если ваша рентабельность выше 40%, то в любом случае (имеете вы расходы на работников или нет), всегда выгоднее платить 6% от валовой выручки с объектом налогообложения «доходы».
Сменить объект налогообложения можно, только если вы переходите на «упрощенку» впервые – написав заявление о смене до 20 декабря того года, в котором написали заявление (то есть до работы на «упрощенке»). Отказаться от ее применения – только по итогам года, написав заявление об отказе по установленной форме до 15 января года, в котором хотите работать на классической системе. А перейти с одной налоговой базы на другую (то есть сменить ставку с 6% на 15% и наоборот) возможно ежегодно, написав заявление о смене режима с 1 октября по 30 ноября предыдущего года.
Вообще, этому специальному режиму посвящены целые книжки, и не одна. Мы стараемся не сильно загружать вас мелочами. Хотя их в этом спецрежиме очень и очень много. И уже кажется: что это такая за «упрощенка», когда в ней все так сложно!
Новшества с 2011 года
К сожалению, одно из главных преимуществ упрощенной системы налогообложения теряется с 1 января 2011 года. Дело в том, что от заработной платы до 2011 года платились взносы только в Пенсионный фонд РФ в размере 14% от заработной платы. Это касалось всех предпринимателей и организаций, находящихся на уплате единого налога по спецрежимам – УСН, ЕНВД, ЕСХН. А работодатели, уплачивающие налоги по общепринятой системе налогообложения, при тех же равных условиях платили 26% от заработной платы. С 2011 года все работодатели уравниваются в размерах ставок взносов, уплачиваемых во внебюджетные фонды. С 1 января ставка составит 34% от заработной платы. Для «упрощенцев» и «вмененщиков» это очень существенное повышение статьи расходов (на 20%). А для работодателей, работающих на общепринятой системе налогообложения, увеличение составит 8%. Если учитывать, что большинство предпринимателей работает в сфере обслуживания и торговли, то готовьтесь к резкому повышению цен с 1 января 2011 года.
Увеличением ставок взносов властьпридержащие пытались решить две проблемы – увеличить бюджет Пенсионного фонда, который имеет дефицит, и обеспечить прямое финансирование системы здравоохранения. Кроме того, еще одной налоговой схемой становится меньше. Многие крупные организации передавали функции выполнения целых отделов «своим» фирмам, которые работали на упрощенной системе налогообложения, и платили налоги от заработной платы в размере 14% (вместо 26%). Однако данную схему работы давно знают работники налоговых органов и всячески пытаются пресечь ее применение. Теперь же пресекать даже не стоит, так как подобная схема работы становится просто невыгодной.

Сделаем некоторые выводы
– Применять «упрощенку» можно тем, кто работает с клиентами, которым не нужен НДС.
– Выбирать 15% «упрощенку» можно, если у вас рентабельность бизнеса меньше 40% и есть документально подтвержденные и экономически обоснованные расходы. При этом эти затраты включены в список расходов в соответствующей статье НК РФ. Если рентабельность выше, то выгоднее 6% система.
– При работе по 15% «упрощенке» необходимо постоянно перед собой иметь список расходов, разрешенных Налоговым кодексом.
– Внебюджетные взносы на обязательное пенсионное страхование вычитаются из рассчитанного 6-процентного налога, но не более чем наполовину.
– Отказаться от применения «упрощенки» вы сможете только с начала следующего года и сменить объект налогообложения с 6% на 15% также только с начала следующего года.
Н. Скворцова

Понравилась статья, поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Войти с помощью:  
Top