Порядок досудебного урегулирования налоговых споров №7 (81)

С 1 января 2009 года вступил в силу новый порядок урегулирования налоговых споров. Самым главным новшеством является запрет на судебное обжалование решения по результатам налоговой проверки, если оно не было обжаловано в вышестоящем органе. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №137-ФЗ в Налоговый кодекс РФ была введена ст. 101.2 «Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», одним из важнейших новшеств которой является запрет на судебное обжалование решения по результатам налоговой проверки, если оно не было обжаловано в вышестоящий налоговый орган (п.5).
В соответствии с пунктом 16 статьи 7 этого закона данная новация вступила в силу с 1 января 2009 года.
Таким образом, указанной нормой теперь установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора между налогоплательщиком (налоговым агентом) и налоговым органом.
Законодатель предусмотрел обязательную стадию рассмотрения указанных споров для ограниченного перечня ненормативных правовых актов:
1) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
То есть это все решения, вынесенные в порядке ст. 101 НК РФ (определить это можно по тексту решения – в резолютивной части всегда указывается, какой именно статьей руководствовалось должностное лицо).
В соответствии с п. 9 ст. 101 Налогового кодекса РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение, если они не были обжалованы в апелляционном порядке.
Соответственно, апелляционная жалоба на эти решения может быть подана до вступления их в силу. Подается она в налоговый орган, вынесший решение, который обязан в течение трех дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Такой порядок связан с особенностью апелляционного обжалования.
До рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом оспариваемое решение налогового органа не исполняется, никакие суммы по нему не взыскиваются, поэтому необходимо подать такую жалобу именно в территориальный орган для оперативного приостановления исполнения решения.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
При подаче жалобы (не апелляционной) лицо вправе ходатайствовать о приостановлении исполнения обжалуемого акта (действия).
Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.
Анализ итогов работы налоговых органов по досудебному урегулированию налоговых споров свидетельствует о том, что все больше налогоплательщиков отдают предпочтение досудебной процедуре урегулирования налогового спора, а не обращаются сразу в суд.
Преимуществами именно досудебного порядка обжалования, т.е. обжалования в вышестоящий налоговый орган, по сравнению с судебным порядком обжалования являются простота оформления и подачи жалоб, оперативность рассмотрения, отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины. Важно и то, что уже на этой стадии вышестоящему руководителю можно предъявить развернутое заключение авторитетного эксперта по данной категории дел.
Введение обязанности по обжалованию решений в налоговых органах перед обращением в суд призвано создать сбалансированную систему урегулирования налоговых споров, разгрузить арбитражные суды и способствовать развитию эффективного взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Очень важным является определение предмета требований жалобы, т. е. тех результатов, которых заявитель хотел бы достичь при рассмотрении жалобы.
Отменить (полностью или в части) вышестоящий налоговый орган может: решение, принятое по результатам проверки, решение о взыскании за счет денежных средств или за счет иного имущества, решение о приостановлении операций по счетам, требование об уплате налога, решение об отказе в возмещении НДС.
Акт проверки не является документом, который можно обжаловать. В этом случае лицо вправе в течение 15 рабочих дней с момента его получения направить свои возражения (разногласия) в орган, которым проведена проверка.
Если же налоговый орган не производит в отношении налогоплательщика какие-либо действия, предусмотренные НК РФ, в установленные сроки, лицо вправе подать жалобу в отношении такого бездействия и потребовать признать незаконным бездействия и обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения, например, возвратить сумму излишне уплаченного налога и т. д.
От того, насколько правильно заявитель определит свои требования, зависит, примет ли ее к рассмотрению вышестоящий налоговый орган, и, соответственно, результат рассмотрения. До рассмотрения жалобы требования могут быть уточнены – уменьшены, увеличены, изменены. К тексту жалобы может быть приобщено заключение независимого специалиста по налоговым спорам.
Отказ в рассмотрении жалобы не препятствует обращению повторно после устранения недочетов в жалобе, на которые укажет вышестоящий налоговый орган в мотивированном письме.
Если для нашей страны досудебный порядок является чем-то новым, то в развитых экономиках мира подавляющее большинство финансовых споров разрешается именно таким образом.
Итак, порядок рассмотрения следующий:
1. Составляется акт проверки. В течение 5 рабочих дней он должен быть вручен лицу, в отношении которого производилась проверка. Если акт направляется заказным письмом по почте, то он считается принятым на 6-ой день отправления заказного письма (ст. 100 НК РФ).
2. Если налогоплательщик не согласен с выводами, приведенными в акте в течение 15 рабочих дней, он может представить в письменном виде свои возражения (ст. 100 НК РФ). Если акт составлен при обнаружении налоговых правонарушений (не на основании камеральной или выездной налоговой проверки), то свои возражения по акту необходимо представить в течение 10 рабочих дней.
3. По истечении 10 рабочих дней с момента представления письменных возражений руководитель налоговой инспекции должен вынести решение. Этот срок может быть продлен до 1 месяца (ст. 101 НК РФ). При этом налоговая инспекция обязана известить о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Налогоплательщик вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. При этом неявка лица, в отношении которого была произведена проверка, и который был должным образом уведомлен о времени и месте рассмотрения проверки, не является препятствием для рассмотрения проверки.
5. Решение вступает в силу в течение 10 рабочих дней с момента вручения его налогоплательщику. При этом решение должно быть вручено в течение 5 дней с момента вынесения решения. Копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.
6. Если налогоплательщик не согласен с выводами, указанными в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, он имеет право обжаловать данное Решение в Управлении ФНС по субъекту РФ в течение 3-х месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. При этом решение вышестоящего органа должно быть принято в течение 1 месяца (срок может быть продлен на 15 рабочих дней).
Управление, рассмотрев жалобу налогоплательщика, может принять Решение об оставлении жалобы без удовлетворения либо отменить (изменить). При этом Налоговым кодексом не предусмотрено присутствие налогоплательщика при рассмотрении жалобы.
В случае рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом в апелляционном порядке налоговые органы не имеют права приступить к исполнению решения (выставить требование на уплату налогов, сборов, пени). Они могут приступить к нему в случае, если вышестоящий орган примет решение оставить жалобу без удовлетворения.
7. Если и в этой ситуации налогоплательщик не согласен с решением Управления, он вправе обратиться с жалобой в письменной форме в ФНС России (ФНС – третья инстанция). Однако обращение с жалобой в ФНС не может отложить решение об исполнения решения, вынесенное Управлением.
Согласно статье 138 НК РФ, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101.2 Налогового Кодекса.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.
Поэтому, уважаемые налогоплательщики, очень внимательно проходите все этапы внесудебного урегулирования споров. Вы можете отменить решение налоговиков и при несоблюдении ими процессуальных норм!
Желаем вам никогда не участвовать в спорах с налоговыми органами, хотя это практически невозможно.
Н. Скворцова

Понравилась статья, поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Войти с помощью:  
Top