«Розничный» возврат №7(94) 2010

Как правильно оформить возврат качественных товаров в магазин.
Как правильно оформить возврат качественных товаров в магазин.

В розничной торговле возврат качественных непродовольственных товаров встречается довольно часто. Человек может вернуть вещь, например, потому, что она не подошла ему по фасону или расцветке либо он попросту передумал ее покупать. Сделать это он может в течение 14 дней, не считая дня покупки. И если в день обращения покупателя в продаже отсутствует подходящий ему аналогичный товар, на который он мог бы обменять возвращаемую вещь, покупатель вправе потребовать обратно свои деньги. И торговое предприятие обязано вернуть их ему в течение 3 дней со дня возврата товара (п.1 ст. 502 Гражданского кодекса РФ, ст. 25 Закона РФ от 07.02.92 г. №2300-1 «О защите прав потребителей – далее Закон).
Безусловно, вернуть обратно в магазин можно и некачественные вещи (п.1 ст. 18 Закона), но о них в этой статье мы говорить не будем.
Но мало вернуть деньги покупателю, нужно еще правильно все оформить. Ведь такой возврат всегда попадает под пристальное внимание налоговых органов. Дело в том, что нарушения порядка возврата денег они часто трактуют как неоприходование выручки и штрафуют организации на 40000-50000 руб., а их руководителей (предпринимателей) – на 4000-5000 руб. (ст. 15.1 , 23.5., п.3 ст. 2.1., примечание к ст. 2.4. КоАП РФ, Письмо УФНС России по г. Москве от 03.11.2006 г. №22-12/97729). Поэтому неоформление при возврате какой-нибудь одной бумажки может обернуться для магазина проблемами.

Как принять возвращенный товар
Независимо от того, как был оплачен товар – наличными или пластиковой картой и когда происходит его возврат – в день покупки или позднее, продавцу (менеджеру) нужно сделать следующее.

ШАГ 1. Проверить принесенный обратно товар, чтобы убедиться, что вещь не была в употреблении, ее товарный вид сохранен и т. Д. (п.1 с. 25 Закона)
ШАГ 2. Попросить покупателя предъявить оригинал кассового чека (товарного чека или иного документа, свидетельствующего об оплате товара).
Но учтите, что покупатель имеет полное право вернуть товар, даже если у него нет такого документа, и вы не можете из-за этого отказать ему в возврате денег. Факт приобретения товара именно в вашем магазине покупатель может подтвердить другими документами и способами, например:
– гарантийным талоном или инструкцией по эксплуатации, на которых стоит печать или штамп вашей организации;
– магазинными бирками на товаре;
– свидетельскими показаниями (ст. 493 ГК РФ).
Однако на проверках налоговые органы весьма нервно реагируют на отсутствие оригинала чека. Они могут расценить это как несоблюдение требований к оформлению возврата денег и оштрафовать компанию и ее руководителя за неоприходование денег в кассу (Письмо УФНС России по г. Москве от 30.07.2007 г. №34-25/072141).
Многие суды разумно полагают, что отсутствие кассового чека совсем не означает, что организация не оприходовала выручку (см. например, постановления ФАС МО от 12.02.2010 г. №КА-А40/151-10, от 02.07.2009 г. №КА-А40/5680-09; ФАС ЗСО от 12.07.2007 г. №А56-51595/2006). Тем более если остальные оправдательные документы (акт о возврате, заявление от покупателя и т.д.) есть в наличии. К тому же деньги, возвращаемые покупателям, фактической выручкой не являются. Более того, как мы уже сказали, по Закону о защите прав потребителей продавец обязан вернуть покупателю деньги за товар, даже если у последнего нет оригинала кассового чека (п.1 ст. 25 Закона). Конечно, для продавца гораздо лучше и спокойнее, если кассовые чеки все-таки будут в наличии. Ну а если уж покупатели действительно не смогут предъявить чек (потеряли, случайно выбросили и т.п.), тогда при возникновении споров с налоговиками нужно использовать приведенную нами аргументацию.
ШАГ 3. Оформить два экземпляра накладной на возврат конкретной вещи. Один нужно выдать покупателю – он предъявит его при получении денег. Другой экземпляр следует приложить к товарному отчету. На обоих экземплярах накладной покупатель должен расписаться в возврате товара.
Возвратные накладные обычно составляют те организации, у которых программа товарно-складского учета и кассовая машина не совмещены в единую программу либо кассовая машина не позволяет пробивать возвратные чеки. И тогда накладная нужна для того, чтобы в бухгалтерии были достоверные данные о движении товара.
Кроме того, вам придется составить возвратную накладную в любом случае, если покупатель возвращает товар не в день покупки. Ведь тогда кассир уже не может пробить возвратный чек. Накладная будет нужна для оприходования товара.
Унифицированной формы возвратной накладной не установлено, поэтому торговое предприятие мижет составить ее, например, так.

«Розничный» возврат №7(94) 2010

Как правильно вернуть наличные деньги и документально это оформить
Товар возвращен в день его покупки
Если покупатель просит вернуть ему деньги за вещь, приобретенную в тот же день (до закрытия смены кассира-операциониста и снятия Z-отчета), то в этом случае возврат денег нужно сделать из той операционной кассы, в которой был пробит чек. Действия, которые нужно предпринять, следующие.

ШАГ 1. Руководитель (заведующий магазином) или его заместитель расписывается на кассовом чеке, предъявленном покупателем (п. 4.2. Типовых правил эксплуатации контрольно кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. Минфином России от 20.08.93 г. №105 (далее – Типовые правила). Если же чека (другого документа, подтверждающего оплату) нет, то тогда нужно попросить покупателя написать заявление на возврат в произвольной форме (см. ниже). И тогда резолюцию «Деньги вернуть» можно сделать именно на заявлении.

ШАГ 2. Кассир-операционист на основании чека (заявления) с подписью руководителя возвращает деньги покупателю. Затем ставит на этом чеке штамп «Погашено». Если кассовый аппарат позволяет это сделать – выбивает возвратный чек.
Если покупатель приобрел несколько вещей по одному чеку, то в этом случае взамен оригинала чека ему можно выдать копию, заверенную администрацией организации (Письмо УФНС России по г. Москве от 02.11.2005 г. №22-12/80195).

ШАГ 3. В конце рабочего дня (смены) нужно составить в одном экземпляре акт о возврате денег по форме №КМ-3 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 г. №132). Акт должна подписать комиссия в составе, например, заведующего магазином (секцией), старшего кассира и кассира-операциониста. В нем нужно указать, в частности, номера и суммы всех чеков, по которым в течение дня были возвращены деньги покупателям. Акт должен быть утвержден руководителем. К акту прикладывается лист бумаги с наклеенными оригиналами погашенных чеков, и все это передается в бухгалтерию (п. 4.3 Типовых правил).
Заметим, что отдельные организации оформляют акт возврата не по унифицированной форме №КМ-3. В некоторых регионах, например, в Москве, УФНС относится к этому вполне лояльно. Налоговики справедливо полагают, что если в «неунифицированных» актах имеются все необходимые реквизиты для формы №КМ-3 и подписи должностных лиц и к актам приложены первоначальные чеки, то штрафовать организацию по ст. 15.1 КоАП РФ не за что. Но, несмотря на такие разъяснения, налоговые органы на местах могут к этому цепляться. Правда, судебные споры по подобным делам обычно удается выигрывать (Постановление ФАС МО от 10.04.2009 г. №КА-А40/2725-09).
Объектом придирок может также стать неправильное оформление акта возврата (например, если он не утвержден руководителем и в нем отсутствует его порядковый номер). И хотя суды не устают говорить, что за ненадлежащее оформление акта о возврате нельзя штрафовать как за неоприходование денежной наличности (Постановления ФАС МО от 12.02.2010 г. №КА-А40/151-10, ФАС ЗСО от 26.06.2008 г. №А44-454/2008, ФАС УО от 06.11.2008 г. №Ф09-8151/08-С1, ФАС ВВО от 18.12.2007 г. №А31-2468/2007-19), налоговые органы продолжают это делать.
Во избежание претензий налоговиков лучше всего составлять акт возврата денег покупателю по унифицированной форме №КМ-3. И внимательно следить за тем, чтобы в акте были заполнены все реквизиты.

ШАГ 4. Кассир указывает суммы, выплаченные по возвращенным чекам, в журнале кассира-операциониста (форма № КМ-4) в графе 15 «Сумма денег, возвращенная покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам» (п. 4.3 Типовых правил)

ШАГ 5. В бухгалтерском учете вы отражаете итоговую сумму дневной выручки по счету 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка», то есть уже за вычетом стоимости возвращенных товаров. Это разница между показателями графы 10 и графы 15 журнала кассира-операциониста.

Товар возвращают позже дня покупки
Такая ситуация случается чаще всего. В этом случае возврат денег нужно сделать уже не из операционной, а из главной кассы организации.

ШАГ 1. Кассир-операционист просит покупателя написать в произвольной форме заявление на возврат денег. В заявлении он должен указать свои ФИО, адрес, паспортные данные, а также причину возврата товара (пп.14, 15 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утв. Решением Совета директоров ЦБ РФ 22.09.93 г. №40 (далее – Порядок).
Лучше заранее составить «рыбу» с пустыми строками и выдавать уже готовый шаблон всем желающим вернуть свои деньги. Пример такого заявления смотри рядом.
Заметим, что при возврате товара в день покупки вы не обязаны брать от покупателя какое-либо заявление, однако многие магазины предпочитают подстраховаться и все-таки просят покупателей его написать.

ШАГ 2. Кассир-операционист выдает покупателю деньги из главной кассы организации по расходному кассовому ордеру (форма № КО-2) на основании его паспорта. Если паспорта при себе у покупателя нет, то вернуть ему деньги нельзя.

ШАГ 3. Выдачу денег по «расходнику» кассир-операционист фиксирует в кассовой книге (пп. 22, 24 Порядка). В журнале кассира-операциониста возвращенные суммы показывать не нужно, впрочем, как и составлять акт по форме №КМ-3.

ШАГ 4. Для целей налогообложения прибыли при возврате товара в регистрах налогового учета вы корректируете суммы ранее признанного дохода и расхода. При этом уточненную «прибыльную» декларацию в налоговый орган можно не представлять даже тогда, когда покупка товара и его возврат пришлись на разные отчетные периоды. Ведь занижения налоговой базы все равно не будет, если товар был продан с прибылью (п.1. ст. 54 НК РФ).
Для вычета НДС, начисленного при продаже товара, в книге покупок на дату принятия возвращенных товаров на учет надо зарегистрировать реквизиты «расходника», выписанного при возврате денег покупателю (п.5 ст. 171, п.4 ст. 172 НК РФ, п.3 Письма Минфина России от 07.03.2007 г. №03-07-15/29). В бухучете вычет НДС, начисленного при реализации товара, будет отражен сторнировочной записью по дебету счета 90-3 и кредиту счета 68-НДС.
Посмотрим на примере, как отражается «розничный» возврат в бухучете.

Пример. Возврат товара розничным покупателем
Условие: 5 мая организация продала товар стоимостью 3894 руб., в том числе НДС 594 руб. Покупная стоимость товара составляет 2000 руб. Спустя неделю после продажи товара – 12 мая – покупатель вернул товар. Деньги за товар выданы покупателю из кассы организации. Товар учитывается по продажным ценам.
Решение: Давайте посмотрим, какие записи нужно сделать в бухгалтерском учете организации

«Розничный» возврат №7(94) 2010

Возврат товара, оплаченного «пластиком»
Когда покупатель возвращает товар, оплаченный банковской картой, выдать ему наличные деньги из кассы нельзя (Письмо УФНС России по г. Москве от 15.09.2008 г. «22-12/087134, п.3 Официального разъяснения ЦБ РФ от 28.09.2009 г. №34-ОР). Уплаченные деньги возвращаются на карту покупателя после того, как он предъявит кассиру-операционисту свой паспорт, пластиковую карту и кассовый чек (Письмо УФНС России по г. Москве от 15.09.2008 г. №22-12/087134). Порядок действий будет зависеть от того, в какой день происходит возврат:
– если это возврат в день покупки, то на терминале операцию по оплате товара с пластиковой карты нужно просто отменить. В результате деньги со счета покупателя не списываются;
– если товар возвращается в другой день, то нужно следовать порядку проведения и документального оформления «возвратных» операций по карте, который подробно описан в инструкции, прилагаемой к договору с банком, обслуживающим денежные переводы с платежных карт (банк-эквайрер). Обычно при возврате товара в другой день на терминале используется функция REFUND – отмена сделки, совершенной в предыдущие дни.
В любом случае нужно будет оформить акт о возврате по форме № КМ-3.

Возврат товара – нормальная жизненная ситуация. И ничего страшного в его оформлении нет. Просто нужно подробно проинструктировать своих сотрудников, чтобы все необходимые бумаги они оформляли правильно.
М.Г. Суховская, юрист, Журнал «Главная книга», №12, 2010

Понравилась статья, поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Войти с помощью:  
Top