Страховые взносы в ПФР с выплат работникам-иностранцам №5 (143) 2014

Порядок исчисления страховых взносов с выплат в ПФР, производимых работодателями (в том числе индивидуальными предпринимателями) в пользу работников – иностранных граждан, имеющих статус временно пребывающих лиц на территории РФ, имеет определенные особенности. Зная их, предприниматель сможет избежать массы проблем.

Немного теории

Вначале поясним, кто подпадает под категорию иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ, и в каких случаях у индивидуального предпринимателя появляется обязанность исчислить страховые взносы в ПФР с выплат, которые он производит в пользу таких работников.

Первое. Согласно ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ временно пребывающий в РФ иностранный гражданин – это лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. В свою очередь, миграционная карта подтверждает право иностранного гражданина на временное пребывание на территории РФ. И еще. Как гласит п. 4 ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ, работодатель вправе оформить трудовые отношения с временно пребывающими на территории РФ иностранными гражданами при наличии разрешения на работу у последних.

Второе. Случаи, когда предприниматель обязан исчислить страховые взносы в ПФР, определены в п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании и п. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах. Они исчисляются, если работодатель (индивидуальный предприниматель) заключил с названными работниками:

– трудовой договор на неопределенный срок;

– срочный трудовой договор (договоры) на срок не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года;

– гражданско-правовой договор, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг.

В таких случаях иностранные граждане считаются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию.

Тарифы страховых взносов в отношении рассматриваемой категории лиц определены (и действуют вплоть до 2016 года) в ст. 33.1 Закона о пенсионном страховании:

– в размере 22% – в рамках установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов;

– в размере 10% – свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов.

 

От теории к практике

Несмотря на установленные правила, практически у каждого страхователя (индивидуальные предприниматели – не исключение) встречаются нестандартные ситуации, не имеющие универсального решения с точки зрения нормативных актов.

Например, нужно ли исчислить страховые взносы в ПФР в ситуации, когда срочный трудовой договор с иностранным гражданином заключен на срок продолжительностью не менее шести месяцев, а период действия договора приходится на разные календарные годы?

Есть два варианта: полагаться на собственное суждение (трактовку) законодательных правил или руководствоваться письменными разъяснениями уполномоченного органа (разумеется, при наличии таковых) по вопросам начисления, перечисления и уплаты страховых взносов (а также порядка предоставления отчетности по ним).

Напомним, полномочиями по разъяснению вопросов, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов (в том числе в ПФР), в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 г. №731 наделен Минтруда.

Предпринимателям следует обратить внимание на Письмо Минтруда России от 29.08.2013 г. №17-3/1436. Пункт 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании применительно к рассматриваемой ситуации авторы письма трактуют так. Если в одном календарном году срок действия срочного трудового договора составляет менее шести месяцев, а в другом – более шести месяцев, то иностранный гражданин считается застрахованным лицом с первого месяца работы. Следовательно, с выплат, произведенных в пользу такого работника, начисляются и уплачиваются страховые взносы в ПФР (по ставкам, предусмотренным ст. 33.1 Закона о пенсионном страховании).

Если ни в одном календарном году период действия срочного трудового договора не превышает шести месяцев, то иностранный работник в силу приведенного определения застрахованным лицом не признается, значит, и страховые взносы в таком случае работодатель не начисляет.

Проиллюстрируем сказанное чиновниками на примере.

 

Пример

Индивидуальный предприниматель заключил срочные трудовые договоры с двумя иностранными гражданами, временно пребывающими на территории РФ. С первым работником – на период с 01.06.2013 г. по 13.02.2014 г., со вторым – с 09.09.2013 г. по 31.01.2014 г.

Нужно ли начислять страховые взносы в ПФР с выплат, производимых в пользу таких работников?

Продолжительность срочного трудового договора с первым работником составила 7 месяцев в 2013 году и 1 месяц и 13 дней в 2014 году.

Продолжительность договора со вторым работником, соответственно, –
3 месяца и 22 дня в 2013 году и 1 месяц в 2014 году.

В первом случае период действия договора превысил оговоренные Законом о пенсионном страховании шесть месяцев в 2013 году. Следовательно, первый работник является застрахованным лицом и с выплат, производимых в его пользу, должны быть исчислены и уплачены страховые взносы в ПФР.

Второй работник застрахованным лицом не является, поскольку ни в одном календарном году период действия указанного договора не превысил оговоренных Законом о пенсионном страховании шести месяцев. Значит, с выплат, производимых в его пользу, страховые взносы в ПФР не начисляются.

Но вернемся к Письму Минтруда России №17-3/1436. В нем чиновники рассмотрели еще одну ситуацию из практики: когда иностранный работник, временно пребывающий на территории РФ, заключил срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, но увольняется досрочно (то есть до истечения срока действия данного договора).

По мнению Минтруда, несмотря на досрочное расторжение договора, страховые взносы в ПФР в данном случае должны быть начислены с выплат иностранному гражданину в общем порядке. Аргументировали свой вывод чиновники тем, что статус застрахованного лица зависит от того, заключен срочный трудовой договор с иностранным гражданином или нет. А вот факт исполнения договора для применения п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании в таком случае не важен.

Вроде бы все логично, но это на первый взгляд. В обратной ситуации – когда изначально срочный трудовой договор с иностранным гражданином, временно пребывающим на территории РФ, работодатель заключил на срок менее шести месяцев, а затем срок был продлен, – чиновники Минтруда считают с точностью наоборот. В Письме от 27.02.2013 г. №17-4/342 указано: если в результате продления срочного трудового договора срок его действия в календарном году превысит шесть месяцев, то работодатель обязан заплатить с выплат в пользу такого работника взносы в ПФР. Причем сделать это он должен, по сути, задним числом. В Письме №17-4/342 сказано, что начислить страховые взносы нужно с начала соответствующего месяца отчетного периода, в котором был заключен первоначальный трудовой договор. Попутно специалисты Минтруда добавили: пеней за просрочку в данном случае не будет, поскольку изначально основания для начисления взносов у страхователя отсутствовали. А вот уточненные расчеты в ПФР (за прошлые отчетные периоды текущего года) сдать, скорее всего, придется.

Правы ли чиновники? Казалось бы, формальный критерий для признания иностранного гражданина застрахованным лицом в смысле п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании (за который Минтруд ратует в Письме №17-3/1436) в данном случае не соблюден – срочный трудовой договор хоть и заключен, но меньше чем на шесть месяцев. Значит, и статуса застрахованного лица у иностранного гражданина при такой конструкции трудовых отношений возникать не должно.

Между тем, есть один нюанс, который, на наш взгляд, позволяет чиновникам быть столь категоричными, – весьма удачная, с точки зрения ее толкования в пользу бюджета, формулировка анализируемой нормы. Буквально в п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании сказано: \”лица, …заключившие… срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года\”.

Другими словами, по замыслу законодателей, для применения данной нормы не важна сама конструкция трудовых отношений между работодателем и иностранным гражданином, временно пребывающим на территории РФ (либо пролонгация трудового договора с иностранным гражданином, изначально заключенного на срок менее шести месяцев, либо заключение подряд несколько срочных трудовых договоров, срок действия каждого из которых составляет меньше шести месяцев). Определяющим критерием для ее применения в любом случае является общий (совокупный) срок трудовых отношений. При этом сам способ продления указанных отношений значения не имеет.

Что в итоге? Надо признать, что норма, установленная п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, сформулирована таким образом, что практически любая конструкция из срочных трудовых договоров, совокупный срок которых превышает шесть месяцев, подпадет под ее действие. Это и подтверждают приведенные в статье письма Минтруда. Поэтому если предприниматель, заключая в расчетном периоде срочные договоры с иностранными гражданами, временно пребывающими на территории РФ, намеревается сэкономить на страховых взносах в ПФР, то он должен соблюдать простое правило: с одним лицом трудовые отношения должны быть оформлены на срок не более шести месяцев. Не исключено, что наличие временных интервалов (даже значительных, например, месяц или два) между заключенными срочными трудовыми договорами также будет истолковано чиновниками (и ревизорами) не в пользу страхователей.

 

О. Гришина, журнал \”Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения\”

 

Понравилась статья, поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Войти с помощью:  
Top