Выкуп имущества малым бизнесом и налоговый агент по НДС №7 (107) 2011

При выкупе муниципального или государственного имущества до 1 апреля 2011 года у покупателей возникал НДС в качестве налогового агента. При этом происходило значительное удорожание стоимости приобретенных зданий. Под напором различных предпринимательских объединений были внесены поправки, но они вступили в силу только с 1 апреля 2011 года. А как быть тем, кто приобрел имущество раньше?
При выкупе муниципального или государственного имущества до 1 апреля 2011 года у покупателей возникал НДС в качестве налогового агента. При этом происходило значительное удорожание стоимости приобретенных зданий. Под напором различных предпринимательских объединений были внесены поправки, но они вступили в силу только с 1 апреля 2011 года. А как быть тем, кто приобрел имущество раньше?

Напомним, что НДС у ИП или организации как налогового агента возникает при аренде или выкупе муниципального или государственного имущества, входящего в состав казны.
Все дело в том, что муниципалитет – организация некоммерческая и уплачивать и начислять налог на добавленную стоимость не может, поэтому обязанность по исчислению, удержанию и уплате налога возложена на налоговых агентов – источников дохода, т.е. арендодателей. Такая же ситуация возникает при начислении и уплате налога на доходы физических лиц. На работодателя возложена обязанность исчислить, удержать и перечислить в бюджет этот налог. Таким образом, получается так называемая \”чистая\” заработная плата.
Необходимо отметить, что налоговым агентом в области НДС предприниматель или организация вне зависимости от налоговой системы, которую он применяет, является в следующих случаях (статья 161 Налогового кодекса):
– аренда и выкуп муниципального или государственного имущества,
– реализация бесхозного имущества,
– реализация на территории России имущества (товаров, работ или услуг) иностранными организациями, не стоящими на учете на территории РФ.
Во всех этих случаях мы обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет из доходов, направляемых контрагенту, сумму налога на добавленную стоимость.
Самым распространенным из этих случаев является аренда муниципального или государственного имущества.
Если вы внимательно прочитаете договор, особенно в той части, которая посвящена расчетам, то увидите, что сумма арендной платы разделена на две части – сама арендная плата и НДС. При этом арендную плату вы передаете (или перечисляете) арендодателю без НДС, а сумму НДС обязаны перечислить в бюджет. Вот тут-то и появляется ваша обязанность представлять отчетность. Надо отметить, что отчетность подается ежеквартально до 20-го числа следующего после отчетного периода (квартала) месяца по месту вашей регистрации (даже если арендуете площади в другом городе). А сумма налога должна быть перечислена в момент перечисления средств арендодателю.
Абсолютно такая же ситуация возникает и когда вы выкупаете это имущество. Однако если в договоре купли-продажи (который регистрируется в Регистрационной палате) может быть указана рассрочка платежа, то сумму НДС необходимо уплатить сразу. Потому как в пункте 3 статьи 161 НК РФ передача в аренду и реализация имущества стоят на одном уровне. Это одна точка зрения по этому вопросы. Есть и другая – более выгодная налогоплательщикам.
Как отметил Минфин в письмах от 19.03.2010 г. №03-07-11/72, от 16.09.2009 г. №03-07-11/228, налоговый агент исчисляет НДС при оплате приобретенного имущества (то есть в момент предварительной оплаты приобретаемого имущества либо в момент оплаты (частичной оплаты) уже приобретенного имущества). Поэтому в случае предоставления покупателям рассрочки сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется на момент каждого перечисления денежных средств продавцу. Этот способ наиболее привлекателен для предпринимателей, т.к. при выкупе имущества сумма НДС составляет достаточно значительную сумму. И заплатить ее в бюджет достаточно сложновато. Эту точку зрения подтверждает и Минфин в своих письмах. Но, на мой взгляд, правильнее было бы заплатить НДС в бюджет сразу при составлении договора и акта приема-передачи имущества. Ведь мы неоднократно уже сталкивались с ситуацией, когда письма Минфина были признаны недействующими. Где гарантия, что и здесь не произойдет то же самое?
Однако с 1 апреля 2011 года выкуп имущества субъектами малого бизнеса не облагается НДС. А как же быть тем, кто оформил право собственности до этой даты? Платить НДС? А сумма эта существенная, в несколько сотен тысяч рублей. К нам часто обращались предприниматели с просьбой разъяснить эту ситуацию, и вот теперь появился хоть какой-то документ – письмо ФНС от 12.05.2011 г. №КЕ-4-3/7618@ \”О порядке применения подпункта 12 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации\”. И надо сказать, письмо не очень радующее плательщиков, скорее – печальное.
В этом письме разъясняются многие положения, касающиеся плательщиков НДС как налоговых агентов, но нас интересует самое важное – надо ли платить НДС предпринимателю как налоговому агенту, если акт приема-передачи составлен до 1 апреля 2011 года?
Ответ таков: поскольку подпункт 12 п. 2 ст. 146 НК РФ применяется с 1 апреля 2011 года, это означает, что если право собственности на имущество, выкупаемое в порядке Закона №159-ФЗ, перешло к субъектам малого и среднего предпринимательства до указанной даты, то к такой операции применяется ранее действовавшее законодательство. Другими словами, указанные субъекты должны исчислить и уплатить НДС в бюджет независимо от даты оплаты имущества. А если после этой даты, то не должны платить НДС в качестве налогового агента. Аналогичные разъяснения давал и Минфин России (Письма от 02.06.2011 г. №03-07-11/155, от 12.05.2011 г. №03-07-07/25).
Н. Скворцова

Понравилась статья, поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Войти с помощью:  
Top