Верховный суд разрешил налоговикам делать контрольные закупки при проверках ККТ. Хотя в 2008 году Высший арбитражный суд вынес определение: применять контрольную закупку для выявления административных правонарушений нельзя.Верховный суд разрешил налоговикам делать контрольные закупки при проверках ККТ. Хотя в 2008 году Высший арбитражный суд вынес определение: применять контрольную закупку для выявления административных правонарушений нельзя.
В своем постановлении от 24.07.2009 г. №46-АД09-1 Верховный суд решил, что налоговые органы имеют полное право делать контрольную закупку – ведь они проводят проверку в рамках закона о ККТ (Федеральный закон №54-ФЗ от 22.05.2003 года). А в этом законе нет каких-либо ограничений. Работники налоговой службы не получили у сторожа чек за парковку автомобиля на стоянке. И выписали директору штраф за неприменение ККТ. Верховный суд поддержал налоговиков. Причем, он не согласился с тем, что контрольная закупка может быть сделана только в рамках оперативно-розыскных мероприятий. Они проводятся для выявления, предупреждения и пресечения уголовных преступлений, которые по закону «Об оперативно-розыскной деятельности» налоговые органы проводить не могут (статьи 1,2, 6,7 Федерального закона от 12.08.95 г. №144-ФЗ). Верховный суд решил, что налоговые органы могут делать контрольные закупки для выявления административных правонарушений. И такое решение уже не единственное (Постановление ВС РФ от 29.07.2009 г. №46-АД09-3).
Интересно то, что позиция Верховного суда идет вразрез с позицией Высшего арбитражного и Конституционного судов. Еще в 2006 году Конституционный суд вынес Определение: нельзя применять контрольную закупку для выявления административных правонарушений (Определение КС РФ от 22.04.2005 года №198-О). Затем (в 2008 г.) такую же позицию высказал и ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.09.2008 г. №3125/08).
Налоговая служба отреагировала на Постановление ВАС РФ в своем стиле. Она посоветовала своим работникам учитывать сложившуюся в регионе судебную практику, касающуюся проведения контрольной закупки при контроле применения ККТ (Письмо ФНС России от 11.01.2009 г. №ШС-22-2/1@). Так что налоговые инспекции, не получившие конкретных рекомендаций, продолжают проводить контрольные закупки. Либо делают покупки «для личных целей» (которые отличаются от контрольных закупок тем, что товары не возвращаются продавцу и проверяющий не требует возврата денег), а уже затем оформляют протокол о выявленном административном нарушении. Кстати, по мнению Минфина, такая покупка товара для проверки применения ККТ не выходит за рамки полномочий налогового органа (Письмо Минфина России от 07.02.2006 г. №03-01-15/1-23).
Рассматриваемое решение Верховного суда выгодно налоговой службе. Но не надо забывать о том, что для арбитражных судов гораздо важнее мнение ВАС РФ. И шанс оспорить в суде штраф, наложенный на организацию или предпринимателя, остался.
Журнал «Главная книга», № 17, 2009 г.