Бизнес-план – это краткий документ, содержащий в себе программу действий для достижения желаемого результата, описание организации, товаров, их производства, сведения о рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Для малого бизнеса, как и для любого другого, такой план необходим для внутреннего и внешнего использования (Схема 1)
Внешнее использования бизнес-плана заключается в доведении ценности бизнеса до инвестора («бизнес-ангела» или банка). Например, Сбербанк запустил программу «Бизнес-старт» по предоставлению кредитов для малого бизнеса. Он позволяет предпринимателям создавать собственное дело «с нуля». Так же работает программа по предоставлению средств безработным гражданам на открытие своего дела от Службы занятости.
Бизнес-план или его краткую версию можно предоставить для привлечения новых партнеров, для улучшения торговых отношений, наращивания объемов производства или сбыта с уже имеющимися партнерами. Для примера приведем историю нижегородской компании «Сикор». В 2008 году она разработала бизнес-план для проекта по расширению производства зеркальных элементов для наружных автомобильных зеркал заднего вида. Одним из инициаторов составления бизнес-плана была компания «Автокомпонент», основной потребитель продукции компании «Сикора». Такой шаг был вызван необходимостью понимания работы своего поставщика, его основных затрат и доходов, характеристик товара и т.д.
Бизнес-план или его часть можно использовать для обозначения своих намерений или в маркетинговых целях. Чаще всего на сайтах организаций можно видеть тексты миссий, описание партнерских связей, товаров или услуг. Например, на сайте «Газпрома» выложена миссия и описание партнеров.
Внутреннее использование бизнес-плана заключается в постановке четких целей и задач. Пример: «Увеличение доли рынка к окончанию года до 32%»; «внедрение новых методов рекламы товара».
План также удобен для расчета, прогнозирования и моделирования бизнес-процессов. Пример: Самая распространенная бизнес модель «купил – продал» сводится к покупке дешевых товаров и перепродаже их с наценкой. Уже на этом этапе возможно просчитать, сколько требуется товара, как его продать и какова будет наценка на него для того чтобы окупить затраты и получить прибыль.
Еще одним ценным качеством бизнес-плана является возможность оценить состояние достижения результата. Пример: «По состоянию на 21 декабря 2011 года доля компании на рынке составила 26% (при плане 32%)». И, соответственно, делать из этого выводы.
Как написать бизнес-план?
Методик для написания бизнес плана очень много: Россельхозбанк; UNIDO; ТАСIS; WB (World Bank); Goldman, Sachs & Co; Ernst & Young; Методические рекомендации Минэкономики и Минфина (1994; 1999; 2004 г.) и т.д.
Для написания бизнес-плана можно воспользоваться программными комплексами: Palo Alto Business Plan Pro 2003; Business Plan PL; Project Expert и т.д.
Также можно воспользоваться услугами консультантов или купить готовый бизнес-план, если планируемый бизнес достаточно стандартен. Кроме того, бизнес-план для службы занятости не требует тщательной проработки, ведь это всего лишь документ для получения субсидии на открытие бизнеса. И его реальность выполнения никто не проверяет, мало того, может и читать его никто не будет. Есть он и есть – галочку поставили в списке документов. Ведь при выборе возможных получателей субсидии служба занятости не говорит о том, что вы обязаны выполнить план в течение года и не разориться за этот период. У вас же может не получиться! План – это план! А воплощение плана – это совсем другое дело! Вот для службы занятости бизнес-план можно купить, для банка тоже. Кстати, почти у каждой кредитной или страховой организации есть свои требования к написанию бизнес-плана, которые необходимо учитывать при его составлении.
О.В. Ушаков, к. с.-х. н.
директор ООО «Максимум ПРО»