О том, что малому предпринимательству выдаются субсидии на открытие, мы писали уже не раз. Однако пока не были внесены изменения в Налоговый кодекс, эта субсидия облагалась налогом. Получалось, что одна рука дает, другая — отнимает. Потом эта несправедливость была исправлена, но до сих пор возникают вопросы о том, как учитывать эти доходы.
Денежные средства, выдаваемые в качестве субсидии предпринимателям в соответствии с различными программами, в том числе и в целях развития самозанятости, облагаются налогом, при условии, если они не будут потрачены в течение 2-х лет. Если какая-то часть не будет потрачена, то сумма субсидии полностью включается в доходы.
Средства выдаются ведь не просто так, а на основании бизнес-плана, в котором указаны расходы, на которые планируется потратить эти деньги. Для того чтобы предприниматели использовали их по назначению, законодатели придумали такой механизм — для налогообложения доходы включать в тот момент, когда вы осуществляете расходы. Тогда налоговая база будет равна нулю, и сама субсидия облагаться ничем не будет.
Обратите внимание, что фактически не облагаются не все субсидии, представляемы предпринимателям. А только в связи с открытием бизнеса (по программе самозанятости населения от службы занятости) и те, которые предоставляются по программе \»О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации\». Важно проверить по какой программе вам выдается субсидия или компенсация расходов. Если вам выдали субсидию не по этой программе, то она будет полностью попадать в доход, за исключением некоторых случаев.
Ст. 346.17, п.1, абз. 4: \»Суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.
В случае нарушения условий получения выплат, предусмотренных абзацем четвертым настоящего пункта, суммы полученных выплат в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, превышает сумму расходов, учтенных в соответствии с настоящим пунктом, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.
Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом \»О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации\», отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода\».
Такой же текст есть в статье 223 НК РФ (она касается общепринятой системы налогообложения, то есть НДФЛ предпринимателя), ст. 271, 273 НК (они касаются порядка принятия доходов и расходов по общепринятой системе налогообложения для организаций по налогу на прибыль), 346.5. НК (она касается единого сельскохозяйственного налога).
Пожалуйста, при получении субсидии удостоверьтесь, что она вам выдается по программе, основанной на законе \»О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации\». В тексте программы обычно есть ссылка на этот закон. В некоторых регионах есть отдельные программы по поддержке малого бизнеса, в том числе сельхозпроизводителей, и они основаны не на вышеуказанном законе. Поэтому мы просим вас обратить более подробное внимание на этот закон. Получается, что если у вас, к примеру, субсидия на приобретение энергоэффективного оборудования, и она не основана на законе о поддержке малого бизнеса (то есть программа финансирования совсем другая), то полученные денежные средства будут признаваться для вас доходами. Но совсем расстраиваться не надо. Ведь оборудование, материалы, которые вы приобрели на эти деньги, вы можете включить в расходы. А значит, не все так плохо. Правда, не на всех системах налогообложения это возможно. Например, при 6-процентной \»упрощенке\» всю сумму гранта или субсидии придется обложить налогом. Итак, я призываю вас внимательнее изучить нормативный документ, на основании которого вам выдана субсидия. Обычно его реквизиты пишутся в платежном поручении при перечислении денежных средств.
Общепринятая система налогообложения
В доходы включается субсидия в тот момент, когда уменьшается налоговая база по налогу на прибыль (для организаций) или по налогу на доходы физических лиц (для предпринимателей). Однако если вы приобретаете основные средства, то в расходы списывать будете долго — в соответствии с правилами амортизации основных средств (по на
логовому учету). А значит, и в доходы будет включаться субсидия на приобретение основных средств в том же периоде и такими же частями. В этой системе налогообложения подвохов нет.
Упрощенная система налогообложения с объектом \»доходы минус расходы\»
В принципе, здесь тот же порядок: субсидию включаем в доходы в том периоде, когда учитываем расходы. Однако тут есть одно \»но\». Ведь у предпринимателя или организации возможен минимальный налог, который исчисляется исходя из доходов. Он равен 1% от выручки. Если у предпринимателя за год налог не превышает 1% от выручки, он должен платить минимальный налог. А если мы увеличиваем доходы на сумму субсидии, то увеличивается и этот минимальный налог. Такую точку зрения высказала ФНС Росси в своем письме от 21.06.2011 г. №ЕД-4-3/9835@.
Итак, ФНС России уточняет, что субсидии включаются в доходы на дату признания расходов. Например, если за счет субсидии приобретались товары для перепродажи, то суммы, затраченные на их покупку, отражаются в доходах и расходах на дату реализации указанных товаров (подп. 23 п. 1 ст. 346.16, подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Денежные средства, полученные в счет оплаты проданных товаров, в полном объеме учитываются в доходах. Затраты на приобретение данных товаров повторно в расходы не включаются, поскольку уже были учтены при отражении сумм субсидий. По этой причине в соответствующей графе Книги доходов и расходов ставится прочерк.
Упрощенная система налогообложения с объектом \»доходы\»
При этой системе налогообложения налог рассчитывается от доходов. Ставка налога — 6%. А расходы не учитываются. Если действовать по той же логике, то надо включить в доходы субсидию, а в расходы — стоимость имущества или услуг, приобретенных на эту субсидию. Получается, что за субсидию надо будет заплатить 6% от суммы. Этого законодатель не допустил, и в доходы попросту не включается сумма полученной субсидии при условии, что ведется учет затрат, которые осуществлены с помощью этих денежных средств. При этой системе налогообложения тоже все гладко.
Единый налог на вмененный доход
Как известно, под ЕНВД подпадают определенные виды деятельности, и если предприниматель ими занимается, он платит именно этот налог. А если он получил субсидию? По мнению ФНС, данные субсидии под указанный спецрежим не подпадают, а значит, они подлежат налогообложению в рамках той системы, которую применяет налогоплательщик (УСН (если было подано заявление) или ОСН). А значит, ему надо учитывать доходы и расходы и подавать декларации. А там уже установлены свои правила (см. выше).
Патентная \»упрощенка\»
Право перейти на патент есть только у индивидуальных предпринимателей, при условии осуществлении ими определенных видов деятельности. Патент уплачивается заранее исходя из базовой доходности, установленной законом по субъекту РФ. Сумма патента фиксирована и не зависит от доходов. А значит, сумма субсидии не повлияет на налоги. Если налоговые инспекторы посчитают эти доходы, не связанные с этой системой налогообложения, по аналогии с \»вмененкой\» (а такой вариант может быть, поскольку эта ситуация нигде не описана), то они будут облагаться налогами по общепринятой системе налогообложения, либо по обыкновенной \»упрощенке\», если вы вовремя подавали заявление. А значит, как максимум вам надо сохранить все документы на затраты, на которые была потрачена субсидия, чтобы не заплатить налог 13% НДФЛ или налог по \»упрощенке\». Правда, если вы переходили на \»упрощенку\» со ставкой 15%, то придется заплатить 1% от субсидии в виде минимального налога. Хотя, в принципе, можно и отстоять свою точку зрения, что доходы, полученные в виде субсидии, относятся к деятельности, облагаемой патентной \»упрощенкой\».
Единый сельхозналог
Этот налог платят те предприниматели и организации, для которых производство сельскохозяйственной продукции превышает 70% от общей суммы доходов. Ставка налога 6% и рассчитывается она от разницы между доходами и расходами. Для этой системы налогообложения тоже учтены особенности учета субсидии. В доходы она включается по мере включения в затраты стоимости полученных товаров, работ, услуг или основных средств.
Мы рассмотрели все системы налогообложения, существующие в Российской Федерации. На всех системах при получении субсидии субъекты малого предпринимательства не будут платить налоги, кроме упрощенной системы налогообложения с объектом \»доходы минус расходы\». Учтите это при получении субсидии и обращайте внимания на то, по какой программе получена эта субсидия или грант!
Н. Скворцова