Впервые налогоплательщики сами могут оценить риски включения их в план выездных проверок.Впервые налогоплательщики сами могут оценить риски включения их в план выездных проверок.
В очередной раз Федеральная налоговая служба России опубликовала список «налогоумыкающих» схем, пополнив его 12-м критерием: «подозрительность». Об этом говорится в Приказе ФНС России от 14.10.08г. № ММ-3-2/467@. Напомним читателям, что еще в 2007 году налоговики пошли на беспрецедентный шаг, опубликовав в печати «Концепцию системы планирования выездных проверок» и тем самым открыв основания, по которым выбирались организации для проверок. Всем налогоплательщикам было предложено сопоставить свои показатели, для того чтобы оценить вероятность назначения проверки. Игра по открытым правилам! Честно говоря, это впервые в новейшей истории взаимоотношений с налогоплательщиками. Итак, перечень состоял из 11 критериев, условно разбитых на две подгруппы: финансово-налоговые и поведенческие. Вкратце напомним читателю, что представляли собой эти критерии.
1. Доля вычетов по НДС в исчисленном налоге равна или превышает за 12 месяцев контрольное значение (89%). Однако в ряде регионов УФНС используют для назначения проверок собственные контрольные уровни вычетов (например, в Москве 92%).
2. Доля профессиональных вычетов по НДФЛ у предпринимателя превышает контрольное значение (83% от его заявленных доходов).
3. Рентабельность продаж организации ниже среднеотраслевого уровня на 10 и более процентов.
4. Годовой уровень налоговой нагрузки налогоплательщика ниже среднеотраслевого показателя (без уточнения, на сколько процентов!).
5. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации. В понимании налоговиков, отрешенном от практики, между указанными темпами должна быть строгая пропорция.
6. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков в течение и более календарных лет. К хронически убыточным компаниям интерес налоговиков не ослабевал и ранее (как, впрочем, к удачливыми и прибыльным!) Но убытки зачастую бывают и запланированными: например, это относится к инновационным отраслям промышленности, поскольку в них необходимо лет пять вливать средства, прежде чем они дадут отдачу.
7. Выплата среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по региону по конкретному виду экономической деятельности. Такие сведения регулярно публикуются УФНС России. Впрочем, как вы уже знаете, при выявлении низких зарплат для начала представителей компании вызывают на так называемые «зарплатные» комиссии.
8. Неоднократное приближение на 95% и более к числовым ограничениям на применение спецрежимов. Таким образом «опасные» приближения на 2008 год составляют 25,46 млн. руб. (26,8 млн руб. х 0,95). У тех налогоплательщиков, которые применяют ЕНВД, налоговая инспекция будет отслеживать отчетность, в которой фигурируют величины, близкие к 150 кв. м соответственно по площади торгового зала, зала обслуживания посетителей в кафе, или число, близкое к 20 в автотранспортном бизнесе.
Среди поведенческих критериев выделены следующие.
9. «Миграция» между инспекциями. Проще говоря, не приветствуется регулярная смена фирмой юридического адреса, тем более со сменой обслуживающей инспекции. Разовый «переезд» из одной инспекции в другую, например, по причине реального перемещения бизнеса не считается причиной подозрительности. Подозрения вызовет лишь вторая такая «миграция», особенно если это происходит в период назначенной выездной проверки. Расценивается это действие как стремление налогоплательщика усложнить проверку его хозяйственной деятельности и уход от ответственности за возможные налоговые правонарушения.
10. Несвоевременное представление пояснений по внесению исправлений в отчетность или по выявленным камеральной проверкой несоответствиям показателей в отчетности с предшествующей хозяйственной деятельностью – имеется в виду непредставление документов по уведомлению о вызове в инспекцию, содержащему требование о представлении в течение 5 дней пояснений.
11. Построение малообъяснимой цепочки взаимоотношений с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). (Отметим, что выявить подобную цепочку взаимоотношений в рамках камеральной проверки для налоговиков практически нереально, так что этот критерий носит скорее предупреждающий характер).
Переходим к освещению новации этого перечня – 12-го критерия,
как то: «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском». А это уже больше аналитический параметр, вычисляющий деятельность, направленную на получение необоснованной налоговой выгоды. Высший Арбитражный суд РФ годом ранее высказал предположение, какая подобная совокупность действий налогоплательщика может свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, предписав устанавливать эти обстоятельства в каждом конкретном деле. При этом такой «отдельный элемент подозрительности», как неуплата налогов вашим контрагентом, сам по себе таким свойством не обладает. Какой же набор критериев свидетельствует о необоснованной налоговой выгоде? ФНС России привела четыре налоговые схемы и их признаки. Три из них – отраслевые, они связаны с расчетами через страховщика при продаже недвижимости; с льготой по НДС для организаций инвалидов; с экономией на акцизах при производстве алкогольной продукции.
Итак, основная схема касается взаимоотношений налогоплательщиков с «подозрительными» компаниями, то есть с теми, которых налоговики считают однодневками. В этих случаях речь идет об инкриминировании занижения налога на прибыль путем завышения расходов или вычетов (по НДС) при «квази-покупке», то есть покупке товаров (работ, услуг) у компаний-однодневок. Несмотря на то что неуплаченные налоги концентрируются в компаниях-однодневках, претензии в связи с получением необоснованной налоговой выгоды могут быть предъявлены и их партнерам, т.е. вашей организации! Это происходит даже в случаях, если налоговикам не удастся доказать сговор с однодневкой. Выполняется данное действие до неприличия легким способом: в акте проверки суммы сделок попросту исключаются из расходов, с доначислением налогов и прочих неприятностей. «Не согласны – идите в суд!». Чуть позже налоговики пошли на информационную поддержку, выставив на сайтах региональных управлений список компаний-однодневок (с их точки зрения!). И в дальнейшем налоговики при проверке могут вменить компании участие в получении необоснованной налоговой выгоды из-за «непроявления должной осмотрительности» при выборе контрагентов.
Инспекция может выявить связь компании с однодневкой множеством способов. Прежде всего, она может запросить у компании в рамках рядовой камеральной проверки книги покупок и продаж, после чего вычислить крупных контрагентов и проверить их по своим базам вероятных компаний-однодневок. Например, по базам адресов массовой регистрации, ликвидированных компаний, дисквалифицированных директоров и т. д. Чаще идут по более простому пути: сначала выявляют «подозрительную однодневную» кампанию (например, в ходе проверки другой компании или на основании информации о несдаче ею отчетности), затем запрашивают в обслуживающих банках информацию о ее контрагентах, т.е. вашей организации!
Какие меры самопроверки следует предпринять для упреждающего удара? Среди своих наиболее крупных контрагентов (по суммам) и по частоте повторяемости проверьте, есть ли у вас документы, опровергающие признаки их «подозрительности» по версии ФНС. Если нет, то такие документы лучше собрать.
Среди «отягчающих» признаков, т.е. тех, которые усилят подозрения налоговиков, можно перечислить следующие:
– подозрительный контрагент выступает в роли посредника;
– условия договора отличаются от существующих правил (обычаев) делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, не соответствующие последствиям нарушений штрафные санкции, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т. п.);
– отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т. п.);
– наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
– приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами – не предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье, продукция промысла и т. п.);
– отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности; рост задолженности на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров ил
и выполнения существенных объемов работ (услуг);
– выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых неочевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. Дополнительный «отягчающий» признак – отсутствие условий о процентах, а сроки погашения – больше 3 лет;
– существенная доля расходов приходится на сделки с «проблемными» контрагентами, при этом отсутствует экономическое обоснование целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т. п.
Внимательно перечитайте перечисленные выше критерии!
Ведь теперь Федеральная налоговая служба вежливо призывает налогоплательщиков проанализировать все свои сделки за доступные проверкам налоговые периоды, и тем, кто действительно применял вышеуказанные схемы и тем самым уклонялся от уплаты налогов, а также тем, кто от налогов не уклонялся, но имеет в числе своих контрагентов «подозрительные» компании и опасается доначисления налогов, рекомендует подать уточненные налоговые декларации и скорректировать в них свои обязательства, устранив влияние сделок с «подозрительными» компаниями. То есть по сделкам, выглядящим сомнительными именно с точки зрения налоговиков! Безусловно, затем следует доплатить необходимую сумму налогов и пеней. При этом уплаты штрафов в данной ситуации можно избежать! Это и есть признаки НАЛОГОВОЙ АМНИСТИИ для налогоплательщика-организации. Одновременно с уточненными декларациями следует представить пояснительную записку, в которой следует отразить скорректированные суммы налогов и периоды корректировки, указать на несистемный характер подозрительных сделок и отсутствие умысла на получение необоснованной налоговой выгоды и дать гарантию не использовать иные способы получения необоснованной налоговой выгоды.
ФНС России утверждает, что после проведенного предпринимателем «самоанализа» инспекция при проведении камеральных проверок уточненных деклараций не будет истребовать дополнительные документы и назначит выездную проверку только при наличии информации о нарушениях налогового законодательства и после предварительного согласования с ФНС России. Вроде бы ясные побуждения, некоторым образом схожие с проведенной в 2007 году налоговой амнистией для граждан.
Нужна ли добровольная
капитуляция?
Ответ однозначно отрицательный, поскольку каждый из приведенных ФНС признаков подозрительности компаний-партнеров сам по себе не всегда приведет к доначислениям, а уж тем более не позволит налоговикам выиграть судебный спор. Например, то же использование посредников при ведении хозяйственных операций не может служить основанием для доначисления налогов. Кроме того, у злостных «налоговых уклонистов», как правило, с первичными критериями «подозрительности» все в порядке (полный комплект документов о контрагентах).
Рассмотрим далее, что же стоит предпринять налогоплательщикам, действительно желающим «обелиться», чтобы «спать спокойно», или просто желающих снизить риск проведения проверки. Итак, если уменьшающие налоги схемы действительно применялись и ваша организация решается подать уточненные декларации (с пояснительной запиской и указанием на признаки ведения деятельности с высоким налоговым риском), то учтите, что гарантия освобождения от проверок и проявления иного дополнительного интереса к вашей деятельности вовсе не стопроцентная. Скорее наоборот! Вспомните выражение «казнить нельзя помиловать»! Будьте готовы, что запятая будет поставлена после первого слова, поскольку у инспекции в случае вашего «самопокаяния» лишь возрастет соблазн назначить выездную проверку. Пусть даже не сразу, а через полгода! А как реально оценить (вне проверки), все ли налоги доплатил налогоплательщик (как он это «гарантировал» в пояснительной записке). И вообще, пока нигде не прописан (полагаем, что намеренно!) регламент отказа инспекциям в проведении проверки со стороны ФНС России. Как говорится, до царя-батюшки далеко, а вот воевода рядом!
Ну и, наконец, доводим до сведения читателей, что доплата налога и пеней освобождает организацию от налоговой ответственности, но вовсе не является гарантией освобождения бухгалтера или руководителя от уголовного преследования (об этом ни слова в опубликованных документах).
Так что следует порекомендовать желающему «обелиться» налогоплательщику? Во-первых, навести порядок в налоговом учете, отказаться от применения схем налоговой оптимизации на будущее. Во-вторых, вести себя с отчетностью правильно, как то: не задерживать текущую отчетность, не показывать убытки. Одним словом, не «напрашиваться» на плановую проверку, поскольку с каждым рабочим днем возможность проверки спорных периодов удаляется. Три года, охватываемые проверками, не такой уж длительный срок!
Ну а тем налогоплательщикам, у кого «хитрых схем» не было вообще, но в документообороте подозрительные контрагенты изредка присутствуют, тем более не имеет смысла добровольно корректировать свои налоговые обязательства. Всего-то следует навести порядок в «досье» контрагентов и путем сбора дополнительной информации превратить их из подозрительных в проверенных.
Итак, быть «раскаявшимся уклонистом» рискованно! Пожалуй, мы сумели вам это доказать в приведенном выше материале.
О.В. Скворцов,
к.э.н., автор ряда книг по налогообложению,
редактор «Практической газеты для предпринимателя»,
skw@mail.ru