Многим предприятиям и предпринимателям в 2010 году разослали не только «письма счастья» о том, что необходимо поднять заработную плату под угрозой проверок, но и о том, что они обязаны представлять отчетность в электронном виде. Многим предприятиям и предпринимателям в 2010 году разослали не только «письма счастья» о том, что необходимо поднять заработную плату под угрозой проверок, но и о том, что они обязаны представлять отчетность в электронном виде.
Какие есть варианты?
Отчетность предприниматели и организации могут представлять в инспекцию в следующих формах:
– в бумажном виде лично;
– в бумажном виде по почте (желательно заказным письмом с уведомлением);
– в электронном виде. Дискета + бумажный отчет сдается в инспекцию лично;
– в электронном виде через Интернет.
Именно этим способом предлагает воспользоваться налоговая инспекция.
Ну, а теперь все по порядку.
Первый способ – в бумажном виде.
Он предполагает сдачу отчетности в налоговой инспекции. При этом на декларациях должны стоять подписи уполномоченных лиц. На втором экземпляре налоговые органы при соответствующей просьбе обязаны поставить отметку о принятии декларации. Напомним, что на данный момент действует порядок принятия отчетности в будние дни в непрерывном режиме (т.е. без перерыва на обед). Этот способ большинство предпринимателей считают самым надежным, т.к. на руках у них остается документ с отметкой о принятии отчетности.
Второй способ – по почте.
Немного отличается от первого. Декларация также представляется в бумажном виде. Также ставятся подписи уполномоченных лиц и печать (если есть). Однако в этом случае один экземпляр отправляется по почте (заказным письмом с уведомлением и описью вложения), а второй остается на руках у отправителя с квитанцией об отправке. Этот способ лучше тем, что часы работы почтовых отделений в некоторых случаях отличаются от часов работы инспекций, однако ближе к отчетной дате на почте вырастают почти такие же очереди, как и в налоговой инспекции. При этом датой представления отчетности считается дата отправления конверта.
Третий способ – дискета + бумажный отчет.
Этот способ приветствуется налоговыми органами. В этом случае вы с помощью специальной программы «Налогоплательщик ЮЛ» формируете электронную копию декларации и записываете ее на дискету. Программа эта абсолютно бесплатно выдается в налоговых инспекциях. Вам лишь необходимо принести диск и записать ее в специальном отделе. Программа обновляется как минимум один раз в квартал, поэтому вы всегда найдете в ней новые бланки. После того, как вы сформируете отчет, вы можете его распечатать. Затем его вам необходимо будет подписать (поставить печать). Печать и подпись подтверждает правильность представленных в декларации сведений. Именно поэтому к дискете с файлом необходимо представить декларацию на бумажном носителе. На ней стоит ваша подпись и печать. А перевод декларации в электронный вид лишь облегчает работу налоговым органам, т.к. вводить информацию с декларации в базу становится гораздо проще.
Четвертый способ – в электронном виде через Интернет.
Этот способ считается наиболее приемлемым для налоговых органов. Отличается от предыдущих он тем, что вам не приходится посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать отчет. Вы делаете это, не сходя со своего рабочего места. Очень многие думают, что достаточно отправить по электронной почте файл с декларацией и все. Однако все не так просто. Для того чтобы сделать все правильно, необходимы: компьютер, выход в Интернет, а также специальная программа и электронно-цифровая подпись. И тут возникают трудности, т.к. пользование специальной программой уже является платным и формирование электронно-цифровой подписи также стоит определенную сумму денег. Если формирование дискетки с подписью происходит один раз, то за пользование программой придется платить постоянно. Для некоторых компаний ежемесячные платежи не существенны, однако «вмененщики», сдающие отчет 4 раза в год, возможно, будут не довольны, что сдача отчетности для них будет стоить около 1000 рублей в квартал (цены приблизительные).
Довольно долгое время налоговики усердно старались перевести фирмы на сдачу отчетности в электронном виде, используя при этом метод «кнута и пряника». Однако отказываться от традиционного способа представления отчетов фирмы не спешили. Причины у всех были разные – от нерентабельности установки программн
ого обеспечения до элементарного «неудобства» работы с налоговым софтом. Тем не менее, уже с начала следующего года круг компаний, которые должны отчитываться электронно, значительно расширился.
С 1 января 2008 года отчетность в электронной форме обязаны представлять только те компании, где среднесписочная численность составляет более 100 человек. Таковы требования пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ, который был введен Федеральным законом от 27.07.2006 г. №137-ФЗ.
Для того, чтобы выбрать из всего массива фирмы, которые обязаны подавать отчетность в электронной форме – в налоговые органы до 20 января следующего года необходимо подать бланк о средней списочной численности. Этот бланк заполняют абсолютно все предприниматели и организации, независимо от системы налогообложения. Бланк достаточно простой. Как его заполнить – читайте на странице 22.
В своих «письмах счастья» налоговые органы писали о том, что налогоплательщики обязаны представлять отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (Интернет), однако они немного слукавили: действительно, представлять отчетность в электронном виде необходимо, но обязанность возложена только на компании, средняя численность которых более 100 человек. Таким образом, если средняя численность персонала менее этого лимита, отчетность вы имеете право представлять в любой удобной для вас форме.
А вот что касается отчетов во внебюджетные фонды, то их вы обязаны сдавать в электронном виде, если средняя списочная численность за 2010 год составляет более 50 человек. Тут уж не избежать приобретения электронно-цифровой подписи и специализированной программы.
Н. Скворцова