Шумиха, поднятая вокруг суммы взносов за предпринимателей, нашла свой выход. С 2014 года они снизятся. Но не для всех. А на 2013 год сумма взносов останется прежней, то есть 35 тысяч рублей.
Сумма взносов в 2013 году поднялась по сравнению с 2012 годом в 2 раза. За 2013 год предприниматели должны заплатить медицинских взносов на сумму 3185,46 руб. (5205 руб. х 5,1% х 12 мес.). А вот пенсионных взносов на страховую и накопительную части нужно перечислить 32 479,20 руб. (2 х 5205 руб. х 26% х 12 мес.). Общая сумма взносов за год составит 35664,66 рубля. В связи с этим закрылось очень много ИП. Многие предприниматели били в колокола, возмущенные этой суммой. Она выбивает из-под ног почву у \»самого малого бизнеса\» — микро-бизнеса. И вот спустя почти год после принятия этого закона законодатели все-таки снизили сумму взносов. Но не все так просто.
С 1 января 2014 г. размер страхового взноса, перечисляемого в ПФР самозанятыми гражданами за себя, будет определяться в зависимости от того, превысила ли величина доходов пороговую сумму в 300 000 рублей.
Если доходы плательщика взносов за расчетный период не превышают указанную сумму, то в ПФР необходимо будет перечислить фиксированный платеж. В 2014 г. его размер будет определяться следующим образом:
МРОТ (действующий на начало 2014 г.) x 12 x 26%, где:
МРОТ — минимальный размер оплаты труда, установленный на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы;
26 % — тариф пенсионных взносов, установленный п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ.
Таким образом, при условии, что на начало 2014 г. будет действовать МРОТ, установленный Федеральным законом от 03.12.2012 г. №232-ФЗ, предпринимателям, нотариусам и адвокатам за 2014 г. необходимо будет перечислить за себя в ПФР 16 239 руб. 60 коп. (на страховую и накопительную части) и еще 3185,46 руб. в Медстрах. Всего 19425,06 рубля.
Если доходы плательщика взносов за расчетный период превысят 300 000 руб., то в ПФР необходимо будет перечислить указанный фиксированный платеж плюс 1 процент от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей.
Следует отметить, что фиксированный платеж, как и ранее, перечисляется не позднее 31 декабря текущего расчетного периода. Сумму взносов, исчисленную с дохода, превышающего 300 000 руб., необходимо будет уплатить не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ в новой редакции). Она направляется на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в размерах, которые определяются пропорционально тарифам, установленным п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ (новый п. 2.3 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ).
Обратим внимание, что общая сумма страховых взносов в ПФР, перечисляемых за себя плательщиками, доход которых превышает 300 000 руб., ограничена предельной величиной. Она рассчитывается исходя из увеличенного в 12 раз восьмикратного МРОТ, установленного на начало года, за который уплачиваются взносы, и тарифа, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ (26 процентов). Таким образом, при условии, что на начало 2014 г. будет действовать МРОТ, установленный Федеральным законом от 03.12.2012 г. №232-ФЗ, предпринимателям, нотариусам и адвокатам, доход которых превышает 300 000 руб., за 2014 г. в ПФР необходимо будет перечислить за себя не более 129 916 руб. 80 коп. (это только на страховую и накопительную части), к этой сумме добавляется еще и взносы в Медстрах.
Следует отметить, что размер дохода плательщика взносов будет определяться по правилам Налогового кодекса РФ в соответствии с тем режимом налогообложения, который применяет конкретный плательщик (общий режим, ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН). Если применяется несколько режимов налогообложения, то доходы от деятельности следует суммировать. Данные правила установлены новой ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ.
Учитывая новую формулу для расчета взносов, размер перечисляемых за себя в ПФР обязательных платежей повысится по сравнению с 2013 годом для предпринимателей и иных самозанятых лиц, доход которых за расчетный период составит 1 923 961 руб. и более. Для тех, у которых оборот меньше этой суммы, пенсионные взносы в 2014 году будут меньше, чем в 2013-м.
Кроме того, согласно Закону №237-ФЗ изменен и порядок расчета пенсионных взносов главами крестьянских (фермерских) хозяйств (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ). Напомним, что в 2013 г. они должны уплатить пенсионные взносы за себя и членов хозяйства, как и иные самозанятые лица, исходя из увеличенного в 12 раз двукратного размера МРОТ и страхового тарифа. За 2014 г. фиксированный размер пенсионных взносов будет определяться как произведение однократного годового МРОТ, тарифа страховых взносов и количества членов хозяйства, включая его главу. Данный размер не будет зависеть от величины доходов хозяйства. Соответствующие изменения внесены в ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ.
Органы ПФР будут сопоставлять величину поступивших от предпринимателей и иных самозанятых лиц платежей с величиной их дохода. Информацию о доходах в ПФР будут передавать налоговые органы. Это касается как сведений, содержащихся в налоговых декларациях указанных лиц, так и данных, выявленных в рамках мероприятий налогового контроля. Соответствующие обязанности налоговых органов предусмотрены новыми ч. 9 и 10 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ.
Если суммы поступивших платежей пенсионных взносов не будут соответствовать сведениям о доходах, то есть будут уплачены в меньшем размере, чем следует, то органы ПФР направят таким предпринимателям требование об уплате недоимки, пеней и штрафов (новая ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ).
Если же плательщик взносов не представит налоговую отчетность в инспекцию до окончания расчетного периода и в связи с этим у органов ПФР не будет информации о доходах такого лица, то взносы за соответствующий расчетный период будут взысканы в фиксированном размере. Данный фиксированный размер определяется исходя из увеличенного в 12 раз восьмикратного размера МРОТ и страхового тарифа. При условии, что на начало 2014 г. будет действовать МРОТ, установленный Федеральным законом от 03.12.2012 г. №232-ФЗ, с плательщика будет взыскано 129 916 руб. 80 коп., независимо от фактического размера его дохода.
Таким образом, если предприниматель не подаст декларацию по итогам года в налоговую инспекцию, то его взносы составят за этот год почти 130 тыс. рублей. Особенно обидно будет тем предпринимателям, которые не работают и по тем или иным причинам не подали годовую декларацию.
Сумма дохода, когда сумма взносов повышается на 1%
Понятие дохода прописано в законе №212-ФЗ в п. 8 ст. 14:
\»В целях применения положений части 11 настоящей статьи доход учитывается следующим образом:
1) для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, — в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации;
2) для плательщиков страховых взносов, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), — в соответствии с пунктом 1 статьи 3465 Налогового кодекса Российской Федерации;
3) для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, — в соответствии со статьей 34615 Налогового кодекса Российской Федерации;
4) для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, — в соответствии со статьей 34629 Налогового кодекса Российской Федерации;
5) для плательщиков страховых взносов, применяющих патентную систему налогообложения, — в соответствии со статьями 34647 и 34651 Налогового кодекса Российской Федерации;
6) для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются\».
Все статьи, которые указаны в этом пункте под словом \»доходы\» понимают \»обороты\». Поэтому считайте, что только предприниматели, оборот которых не превышает 25 тыс. руб. в месяц будет платить минимальные взносы. Хорошо хоть суммы взносов уменьшают суммы налога. Однако, может быть, и в Налоговый кодекс будут внесены исправления. И сумму налогов можно будет уменьшать только на \»минимальные\» взносы \»за себя\». Я такой вариант не исключаю.
Из буквального прочтения статьей Налогового кодекса получается, что под доходом предпринимателя понимаются \»обороты\» бизнеса. К сожалению, это так. Все мы знаем, что \»обороты\» могут быть огромными, а \»выхлоп\» бизнеса не таким большим. Однако понятие доходов для всех систем налогообложения фактически установлено единое.
Итак, для общепринятой и упрощенной систем налогообложения все понятно — обороты (они же \»доходы\») указываются в декларации. А как быть с \»вмененщиками\»? Их доход потенциальный — \»вмененный\». Его и будут учитывать при расчете взносов в ПФР. Так же дело обстоит и с предпринимателями, находящимися на патенте. У них также сумма дохода — потенциальная — исходя из которой и рассчитывается сумма патента. Ведь и в той, и в другой ситуации сумма налога рассчитана исходя из каких-то физических показателей и предполагаемого дохода. Сумму дохода по ЕНВД вы сможете увидеть в строке 010 раздела 3 декларации по ЕНВД. А сумму дохода по патенту — в законе, устанавливающим доходность по отдельным видам деятельности.
Итоговая сумма взносов
Давайте посчитаем, каковы будут суммы взносов исходя из различных сумм доходов и исходя из того, что МРОТ по состоянию на 01.01.2014 г. не изменится? 300 тыс. руб., 600 тыс. руб., и
1,5 млн. рублей.
При доходе 300 000 рублей сумма взносов составит:
— в Пенсионный фонд (на страховую и накопительную части):
5205 х 12 х 26% = 16239,6 руб.
— в Медстрах:
5205 х 12 х 5,1% = 3185,46 руб.
Итого: 19425,06 руб.
При доходе 600 000 рублей сумма взносов составит:
— в Пенсионный фонд (на страховую и накопительную части):
5205 х 12 х 26% + (600 000 — 300 000) х 1% = 19239,6 руб.
— в Медстрах:
5205 х 12 х 5,1% = 3185,46 руб.
Итого: 22425,06 руб.
При доходе 1 500 000 рублей сумма взносов составит:
— в Пенсионный фонд (на страховую и накопительную части):
5205 х 12 х 26% + (1 500 000 — 300 000) х 1% = 28239,6 руб.
— в Медстрах:
5205 х 12 х 5,1% = 3185,46 руб.
Итого: 31425,06 руб.
Вот такая прогрессия. Суммы взносов будут равны тем, что предприниматели уплачивают на данный момент (в 2013 году) при доходности (оборотах) 1 923 961 рубль.
Стало лучше? Не думаю. Ведь большие обороты не равны большим доходам.
Н. Скворцова
Выписка из Федерального закона от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ \»О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования\» с изменениями по состоянию на 23.07.2013 г.
Статья 14. Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам
1. Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
1.1. Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
1.2. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
2. Главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, тарифа страховых взносов в соответствующий фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
3. Если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
4. В целях реализации части 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается:
1) для индивидуального предпринимателя — календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
2) для адвоката — календарный месяц, в котором ему выдано удостоверение адвоката;
3) для нотариуса, занимающегося частной практикой, — календарный месяц, в котором он наделен полномочиями нотариуса.
4.1. Если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
5. Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, не исчисляют и не уплачивают страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации. Физические лица из числа указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы по указанному виду обязательного социального страхования в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом \»Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством\».
6. Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в подпунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6-8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ \»О трудовых пенсиях в Российской Федерации\», в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.
7. В случае, если в течение расчетного периода плательщиками страховых взносов, имеющими право на освобождение от уплаты страховых взносов на основании части 6 настоящей статьи, осуществлялась соответствующая деятельность, такие плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых ими осуществлялась соответствующая деятельность.
8. В целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом:
1) для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, — в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации;
2) для плательщиков страховых взносов, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), — в соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации;
3) для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, — в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации;
4) для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, — в соответствии со статьей 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации;
5) для плательщиков страховых взносов, применяющих патентную систему налогообложения, — в соответствии со статьями 346.47 и 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации;
6) для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются.
9. Налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
10. Налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, повлекших занижение доходов от деятельности. Указанные данные направляются в течение пяти дней после вступления в силу решения налогового органа о привлечении соответствующего налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
11. Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Статья 16. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам
1. Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье — плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
2. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
3. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
4. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
5. Главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
6. Физические лица, прекратившие деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства до конца расчетного периода, обязаны в двенадцатидневный срок с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства включительно.
7. Утратил силу с 1 января 2012 года.
8. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.