Минэкономразвития в своем Письме от 30.12.2011 г. №д09-3425) обратило внимание на один немаловажный момент при проведении плановых неналоговых проверок (пожарных, санитарно-эпидемиологических, «потребительских» и прочих). А именно: проверяемое лицо – организация или предприниматель – не менее чем за 3 рабочих дня до начала проверки должно быть уведомлено о ней. То есть у него уже должна быть на руках копия распоряжения или приказа контролирующего органа о начале проведения проверки (Часть 12 ст. 9 Закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ (далее – Закон №294-ФЗ)).Минэкономразвития в своем Письме от 30.12.2011 г. №д09-3425) обратило внимание на один немаловажный момент при проведении плановых неналоговых проверок (пожарных, санитарно-эпидемиологических, «потребительских» и прочих). А именно: проверяемое лицо – организация или предприниматель – не менее чем за 3 рабочих дня до начала проверки должно быть уведомлено о ней. То есть у него уже должна быть на руках копия распоряжения или приказа контролирующего органа о начале проведения проверки (Часть 12 ст. 9 Закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ (далее – Закон №294-ФЗ)).
Внимание! Проверяющие из трудинспекции не обязаны уведомлять о предстоящей плановой или внеплановой проверке (Статья 12 Конвенции №81 МОТ, принятой 11.07.1947 г.; п. 5 ст. 1 Закона №294-ФЗ), они могут прийти без предупреждения.
Дело в том, что многие контролеры считали и до сих пор считают, что уведомить нужно в течение 3 рабочих дней, предшествующих проверке. То есть упомянутую копию приказа можно отправить, к примеру, по почте в любой из этих 3 дней (Постановление ФАС ВВО от 11.10.2010 г. по делу №А29-1421/2010). Неудивительно, что документ о назначении проверки люди получали уже тогда, когда она была в разгаре.
Несоблюдение 3-дневного срока является грубым нарушением установленных требований (впрочем, как и несоблюдение срока уведомления о внеплановой проверке – не менее чем за 24 часа до ее начала (Часть 16 ст. 10, Пункт 1 ч. 2 ст. 20 Закона №294-ФЗ, ). В свою очередь, результаты проверки, проведенной с грубым нарушением, не являются доказательством по делу (Пункт 3 ст. 64 АПК РФ). По заявлению проверяемого лица они должны быть отменены вышестоящим контролирующим органом или судом (Часть 1 ст. 20 Закона №294-ФЗ). И действительно, большинство судов признают незаконными постановления или предписания контролеров и отменяют их, если проверяемый в установленный срок не был извещен о проверке (Постановления ФАС МО от 19.04.2011 г. №КА-А40/2917-11; ФАС ПО от 02.06.2010 г. по делу №А12-22144/2009; ФАС СКО от 11.06.2010 г. по делу №А15-2163/2009; ФАС УО от 09.06.2011 г. №Ф09-3259/11-С1; ФАС ЦО от 03.10.2011 г. по делу №А08-325/2011).
При этом немалое внимание они уделяют тому, каким способом было направлено уведомление. Ведь в Законе №294-ФЗ прямо назван лишь один способ – по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Остальные скрыты под формулировкой «иные доступные способы». Из судебной практики видно, что, помимо уведомления по почте, контролеры сообщают о предстоящей проверке также с помощью факса, телефонограммы, обычного телефонного звонка.
Но для того чтобы суд гарантированно расценил уведомление как надлежащее, контролирующему органу в идеале нужно его продублировать всеми возможными способами, не нарушив при этом 3-дневный срок (Постановления ФАС ПО от 25.11.2010 г. по делу №А57-6194/2010; ФАС ЦО от 12.08.2010 г. по делу №А62-277/2010; 12 ААС от 12.12.2011 г. по делу №А06-3997/2011). Суд может не устроить тот факт, что копия приказа о проверке была направлена, к примеру, только по факсу (Постановления ФАС ВВО от 02.02.2011 г. по делу №А43-12924/2010; 20 ААС от 01.08.2011 г. по делу №А62-1393/2011). А в одном деле результаты проверки были признаны незаконными только потому, что на почтовом уведомлении не было личной подписи лица, его получившего. Суд посчитал, что в этом случае нельзя однозначно утверждать, что проверяемое лицо действительно получало распоряжение о проведении проверки (Постановление 2 ААС от 25.11.2011 г. по делу №А31-3503/2011).
Таким образом, если о предстоящей неналоговой проверке вы узнали, когда инспекторы уже были на пороге вашего офиса, имейте в виду, что результаты такой проверки можно с успехом оспорить. Но прежде чем решиться на это, подумайте, а стоит ли осложнять подчас и без того довольно непростые отношения с контролерами.