Государственная власть во все времена опиралась на финансовую основу своего существования — налоги. Взимание налогов — древнейшая функция и одно из основных условий возникновения и развития государства. Известно, что налоги возникли с разделением общества на социальные группы и появлением государства.Государственная власть во все времена опиралась на финансовую основу своего существования — налоги. Взимание налогов — древнейшая функция и одно из основных условий возникновения и развития государства. Известно, что налоги возникли с разделением общества на социальные группы и появлением государства.
История отечественной налоговой системы связывается с возникновением древнерусского государства, финансовая система которого изначально основывалась на взимании дани в пользу князя. Так, еще в 884 г. киевский князь Олег, победив днепровских северян, обложил их данью.
До 988 г. основными видами налогов являлись дани (подати) и оброки. Уплачивались они натурой, чаще всего медом и даже мечами. В основном в этот период налоги устанавливались по случаю войн и походов.
Первые сведения о законодательном закреплении норм, связанных со сборами и повинностями, появлялись в «Русской правде». В ней предусмотрена одна из древнейших повинностей — так называемый корм, т.е. поставка пищевого довольствия чиновнику (вирнику), ездившему по волостям для суда, и его лошадям.
После завоевания Руси Золотой Ордой на основе переписи населения, проведенной в 1257 — 1259 гг. монгольскими «численниками», также осуществлялось взимание дани. В настоящее время историкам известно 14 видов «ордынских тягостей», к числу которых относились: выход («царева дань»), дань монгольскому хану, торговые сборы («мыт», отсюда и наименование налоговиков того времени – «мытари»), извозные повинности («ям» и «подводы»).
Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440 — 1505 гг.) лишь в 1480 г., после чего началось воссоздание финансовой системы Руси. В качестве основного прямого налога были введены данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей, а затем ямские, пищальные подати, сборы на городовое и засечное дело.
Иван Грозный (1530 — 1584 гг.) в период своего правления ввел стрелецкую подать на создание регулярной армии, а также полоняничные деньги для выкупа захваченных в плен ратных и других людей. Для определения размера прямых податей служило «сошное письмо», которое составлялось писцами. «Соха» представляла собой условную податную единицу, определяемую на основе измерения земельных площадей или количества дворов, ее размер был неодинаков в разных местах.
Крупномасштабные государственные преобразования в России, затронувшие все сферы экономики, включая и финансы, связываются с именем Петра Великого (1672 — 1725 гг.). В период его правления взимались: стрелецкая подать, драгунские деньги, рекрутские деньги, корабельные деньги, подать на покупку драгунских лошадей. Учреждены должности прибыльщиков, которые предложили новые налоги, к числу которых относилась и пошлина на бороды. К числу же главных преобразований налоговой системы того времени относится введение подушной подати. Ее размер различался в зависимости от категории плательщиков.
До середины XVIII в. государственные сборы именовались податями. Впервые термин «налог» был употреблен в 1765 г. известным русским историком А.Я. Поленовым (1738 — 1816 гг.) в одной из его работ и постепенно становится общеупотребимым.
В течение 1875 — 1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги. По окончании реформ налоговая система дореволюционной России включала такие прямые налоги, как поземельный, с недвижимых имуществ, государственный квартирный, промысловый и сбор с доходов от капитала.
Налог, заменивший подушное обложение, был введен в 1875 г. Это был первый в истории России налог, который наряду с другими сословиями платило и дворянство. Налогообложению подлежали все земли, за исключением казенных. Размер налога был дифференцирован.
В послереволюционный период, начиная с октября 1917 г. и до окончания военного коммунизма, действие всех налогов в России было приостановлено, а податный аппарат полностью расформирован. В это время налоговая политика государства фактически сводилась лишь к принудительному взиманию натурального сбора с крестьянства. Характерной чертой этого периода стала
трудовая повинность, которую можно рассматривать как своеобразный трудовой налог.
Одновременно с реформой налоговой системы началось строительство нового налогового аппарата. В 1921 г. в составе Народного комиссариата финансов было создано Организационно-налоговое управление, которое позднее переименовали в Управление налогами и государственными доходами. В 1925 г. наружный налоговый надзор был возложен на финансовых инспекторов, их помощников и финансовых агентов. Уплата акцизов контролировалась инспекторами косвенных налогов и их помощниками, а сельскохозяйственного налога — волостными (районными) исполнительными комитетами. В 1930 г. численный состав налоговых органов составил более 17 тыс. человек.
Послевоенный период в СССР характеризовался постепенным сворачиванием налогообложения и заменой налогов иными доходными источниками. Основным же налоговым платежом того времени являлся налог с оборота.
Для осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства с 1988 г. в составе финансовых органов стали формироваться налоговые инспекции. В 1990 г. создана Государственная налоговая служба Минфина СССР. Численность сотрудников налоговых органов составляла около 70 тыс. человек.
К концу 1991 г. потребность в полноценном механизме налогообложения стала очевидной. После распада СССР входившие в него ранее республики образовали национальные налоговые системы. В этот период в России принят целый ряд соответствующих законодательных актов. К их числу можно отнести Законы: «О Государственной налоговой службе РСФСР», «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц» и др.
Контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей был возложен на Государственную налоговую службу Российской Федерации и ее территориальные органы.
Указом Президента РФ в 1998 году Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. В 2004 году Министерство РФ по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу, а также были определены основные функции и полномочия данной службы -службы, находящейся в ведении Министерства финансов Российской Федерации;
Таким образом, налоговая система в России трансформируется с изменениями, происходящими в стране. С переходом к рыночным отношениям значимость налоговых органов существенно возросла, усиливается и совершенствуется механизм контроля в налоговой сфере, ведется работа по совершенствованию налогового законодательства.
Отдел работы с налогоплательщиками Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Рязанской области