С 1 июля 2021 года вступило в силу большинство положений Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Новая эра взаимоотношений «бизнес-государство»
У бизнеса и надзорных органов появились новые формы взаимодействия, которое станет прозрачнее, информационный обмен между предпринимателями и проверяющими переведен в онлайн-режим. Закон закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным. Количество и перечень проверок строго регламентированы новым законодательством. Какими они будут для того или иного предприятия, теперь зависит от класса опасности производства. Новый закон должен превратить противостояние контролирующих органов и предпринимателей в сотрудничество.
Смягчаются и сами контрольно-надзорные мероприятия, новые виды которых заменят существовавшие до принятия указанного закона проверки.
В частности, предусматриваются такие мероприятия, как:
- мониторинговая закупка. В отличие от уже существующей контрольной закупки, она будет проводиться с целью последующего направления товаров, результатов работ и услуг, например, на экспертизу. В остальном эти два мероприятия похожи;
- выборочный контроль. Это отбор проб образцов продукции для того, чтобы подтвердить их соответствие обязательным требованиям по безопасности, качеству;
- инспекционный визит. Компании и ИП должны будут обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения. Предварительного уведомления о таком визите не будет;
- выездное обследование. В рамках этого мероприятия инспекторы не будут взаимодействовать с компанией или ИП. Проведут лишь визуальную оценку соблюдения обязательных требований, например, организовав осмотр общедоступных производственных объектов.
Закон содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно.
Отметим новеллу, которая основана на опыте проведения проверок в период пандемии коронавируса. Речь идет о возможности проводить инспекционный визит и выездную проверку дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
Общий срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней.
Хотим обратить внимание на то, что действие указанного закона не распространяется на налоговый, валютный, таможенный контроль, а также некоторые другие виды контроля.
Обжаловать действия контролера стало проще
В соответствии со статьей 36 Закона о госконтроле (надзоре) контролируемое лицо вправе привлекать уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами.
Одним из ключевых новшеств Закона о госконтроле (надзоре) является возможность обжалования предпринимателями решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц в судебном порядке только после их досудебного обжалования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 г.№663 «Об утверждении перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 г.» утвержден перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 года. В перечне содержатся 62 вида контроля (надзора) наиболее распространенных видов государственного контроля (надзора) (например, МЧС России, Роспотребнадзора).
При этом общая норма об обязательном досудебном обжаловании решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, за исключением случаев обжалования гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности, вступит в силу с 1 января 2023 года.
Подать жалобу на решения контрольно-надзорных органов и их должностных лиц в досудебном порядке можно с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (сайта gosuslugi.ru) через специальный цифровой сервис «Жалоба на решение контрольного органа».
При подаче жалобы индивидуальным предпринимателем она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
К жалобе может быть приложена позиция уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, относящаяся к предмету жалобы. Ответ на позицию уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации направляется уполномоченным органом лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.
Новый реестр проверок от Генпрокуратуры
Во исполнение Закона о госконтроле (надзоре) Генеральной прокуратурой Российской Федерации, которая является оператором Единого реестра проверок, принимаются меры к трансформации данной государственной информационной системы в «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (ЕРКНМ, далее – Единый реестр).
Обновленный Единый реестр будет размещен на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации и будет содержать информацию обо всех новых видах контрольных (надзорных) мероприятий: контрольной закупке, мониторинговой закупке, выборочном контроле, инспекционном визите, рейдовом осмотре, документарной проверке, выездной проверке, выездном обследовании, наблюдении за исполнением обязательных требований.
Контролеры должны будут вносить в Единый реестр данные об осмотре, досмотре, опросе, получении письменных объяснений, об истребовании документов, отборе проб (образцов), инструментальном обследовании, испытаниях, экспертизе, эксперименте, об отнесении объектов контроля к определенным категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Также на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации можно получить сведения из Единого реестра проверок Генеральной прокуратуры Российской Федерации о внеплановых проверках, а также сведения о плановых проверках из Сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проведенных или начатых до 01.07.2021 г., а также по тем видам контроля, по которым не утверждены новые положения.
В целях сопоставления с информацией, содержащейся в Едином реестре проверок, на портале Бизнес-навигатора МСП функционирует «зеркальный реестр» проверок» – механизм обратной связи для получения в онлайн режиме информации от субъектов МСП о результатах проверок и нарушениях, допущенных при их проведении.
Кроме того, на Портале создан механизм получения обратной связи от субъектов МСП о проведении проверок в случае нарушения контрольно-надзорными органами в 2021 году моратория на проведение проверок в отношении МСП, за исключением внеплановых проверок, основанием для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Все обращения, сформированные на портале Бизнес-навигатора МСП, направляются на адрес горячей линии Генеральной прокуратуры Российской Федерации для принятия мер прокурорского реагирования.
Кстати
Правительство решило продлить мораторий на плановые проверки малого бизнеса на 2022 год. При этом сделан ряд исключений. Так, установленные ограничения не будут распространяться на лиц, деятельность или производственные объекты которых могут представлять потенциальную опасность для жизни людей, а также в отношении которых установлен режим постоянного госконтроля (надзора); на организации, работающие на основе лицензий; на предприятия, использующие атомную энергию.
Подробнее об этом в Постановлении Правительства РФ от 8 сентября 2021 г. №1520 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Максим Майоров
начальник отдела по обеспечению деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей в Рязанской области аппарата правительства Рязанской области