Такую новость ждали все и очень давно, и только под давлением кризиса это непростое решение было принято депутатами, и подписано Президентом.
Правда, чуть-чуть задержались… дней эдак на 21. Но ведь отменили!Сам текст закона мы расположим ниже, а сейчас хотелось бы немного прокомментировать, расшифровать и предостеречь.
Было много слухов и рассуждений, просьб и писем производителей кассовых машин и предпринимательских сообществ. Но это случилось. Итак, вопреки всем ожиданиям, отменили не ЭКЛЗ на кассовом аппарате, а дали право всем «вмененщикам» не применять кассовый аппарат. Но теперь по требованию клиента или покупателя мы обязаны выдать товарный чек или иной документ с определенной информацией, минимальный набор которой представлен в законе. Но к этому мы еще вернемся.
Теперь все предприниматели и организации, которые используют наличные денежные средства при работе с клиентами и покупателями делятся на четыре группы:
– те, кто могут применять бланки строгой отчетности (это те организации и предприниматели, которые оказывают услуги населению). Хотелось бы напомнить, что в этой области никаких изменений не произошло, вы можете сами разработать бланк, напечатать его в типографии, либо использовать любой имеющийся в продаже бланк, лишь бы он содержал определенный набор информации. Очень подробно мы писали об этом в предыдущих номерах (см. № 5, 2008; №12, 2008; №4, 2009);
– те, кто вообще освобождены от применения контрольно-кассовой техники по различным основаниям, указанным в статье 2 Федерального закона №54-ФЗ. Это те, кто работает на рынке (не в павильонах и магазинах, под всеми ветрами и осадками), продает определенные группы товаров (квас, почтовые марки, печатные издания, и т.д. – подробнее смотрите в статье 2 Закона), кто работает в труднодоступных местах. Перечень труднодоступных мест утверждается на уровне субъекта РФ и в Рязанской области он указан в Постановлении по Рязанской области №304-ПГ от 15.09.05;
– те, кто не относится ни к первым, ни ко вторым, но платит ЕНВД;
– те, кто не относится к первым трем группам и по-прежнему обязан применять ККТ.
«Вмененщики» и касса
Самая новая и одна из крупных групп – это группа «вмененщиков». Но все не так просто. Например, парикмахерские услуги относятся к услугам, и ранее при их оказании требовалось выписывать бланк строгой отчетности. Однако на самом деле, если покупать бланки малыми партиями, а не заказывать в типографии, то бланки строгой отчетности достаточно дорогое удовольствие – до 50 рублей за 20 бланков. А если у вас большой поток клиентов? Сколько будет стоить в год применение этих бланков? Вот поэтому некоторые предприниматели использовали кассу – это выходило дешевле (правда, пока она без ЭКЛЗ). А теперь всем «вмененщикам» «повезло», кроме тех, кто оказывает услуги. Хотя во всех случаях освобождения от обязанности применять кассу звучит слово «может». В принципе, вы можете применять кассовый аппврат, а можете не применять. Но если ваша касса зарегистрирована в налоговой инспекции, к вам могут прийти и проверить, как вы чеки пробиваете. Рекомендации налоговой инспекции таковы – снимайте кассу, и мы не придем вас проверять. Хотя, на мой субъективный взгляд, это противоречит законодательству. Вы обязаны пробить чек, либо выдать иной другой документ по требованию покупателя. Если это положение закона вы не нарушаете, значит, и наказывать вас не за что. Но, уважаемые предприниматели, будьте осторожны: возможна волна проверок именно на этой почве. А любая проверка, сами знаете, – это потраченное время и нервы, даже если она не закончилась наложением на вас штрафа. Если у вашего кассового аппарата закончилось время действия ЭКЛЗ, просто снимите его с учета. Поставить его на учет вы всегда успеете, ведь в этой ситуации вам все равно придется менять ЭКЛЗ.
Теперь коснемся ситуации, когда вы решили не применять кассовый аппарат, а применять товарные чеки. Какие обязательные реквизиты они должны содержать?
– Наименование документа;
– порядковый номер документа, дату его выдачи;
– наименование – для организации (фамилия, имя, отчество – для индивидуального предпринимателя);
– идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
– наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
– сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежн
ой карты, в рублях;
– должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Ничего сверхъестественного, не правда ли? Даже слово «печать» здесь не упоминается. В принципе, вы можете купить упаковку товарных чеков, написать заранее необходимую информацию, либо изготовить специальный штамп и выдавать эти бланки. Кроме того, эти товарные чеки (или иные документы) необходимо будет фиксировать в книге учета этих бланков. Кстати, форма ее не утверждена, поэтому вы можете сами ее разработать.
Однако не всем такая система придется «по вкусу». Дело в том, что у некоторых предпринимателей товар настолько мелкий, что выписка бланка будет сопровождаться большей потерей времени и потерей клиентов. Например, представьте себе, что в вашем «магазине у дома» за каждый батон хлеба выписывают товарные чеки… Согласитесь, это очень неудобно. Я думаю, что в ближайшем будущем заводы-изготовители подсуетятся и разработают новые модели контрольно-кассовой техники, которые не надо будет регистрировать в налоговой и использовать ЭКЛЗ. Тогда этот аппарат будет использоваться для целей контроля за выручкой (вполне возможно, и за продавцами), в сфере защиты прав потребителей, а не выполнять чисто фискальную функцию. Ведь товарные чеки очень легко подделать. Особенно, если на них вы не будете ставить печать.
Н. Скворцова
Выписка из Федерального закона от 22 мая 2003 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» с изменениями от 17 июля 2009 года (изменения опубликованы 21 июля 2009 года).
Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники
1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники определяется Центральным банком Российской Федерации.
2. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
21. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346 [26] Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
– наименование документа;
– порядковый номер документа, дату его выдачи;
– наименование – для организации (фамилия, имя, отчество – для индивидуального предпринимателя);
– идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
– сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
– должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
3. Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществ
лении следующих видов деятельности:
– продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
– продажи ценных бумаг;
– продажи лотерейных билетов;
– продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
– обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
– торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других, аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
– разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
– продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
– продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
– торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
– торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
– приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
– реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
– продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.