Все мы люди, и нам свойственно ошибаться. С 1 января 2007 года ошибки в платежках можно исправить, но при определенных условиях.
Все мы люди, и нам свойственно ошибаться. С 1 января 2007 года ошибки в платежках можно исправить, но при определенных условиях.
В пункте 7 статьи 45 Налогового кодекса есть специальная оговорка, которая позволяет проводить уточнение налогового платежа без начисления пеней только в случае зачисления средств на соответствующий счет Федерального казначейства. Минфин еще раз взялся разъяснить процедуру уточнения платежа и пересчета пеней в случае неверного указания реквизитов в платежных документах.
Обязанность налогоплательщика по уплате налога или сбора считается исполненной с момента (п. 3 ст. 45 НК РФ):
– предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;– отражения на лицевом счете организации операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
– вынесения налоговым органом или судом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов;
– удержания налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с Налоговым кодексом на налогового агента.
До 2007 года в спорах о начислении пеней в случае неверного указания реквизитов в платежках была выявлена определенная закономерность: пени не начислялись, если деньги в итоге все-таки попадали в правильный бюджет. Хуже то, что редакция Налогового кодекса, действовавшая в те времена, не позволяла инспекторам «перебрасывать» заблудившиеся платежи, а потому компаниям приходилось обращаться с этой просьбой в суд (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 08.02. 2006 г. №Ф04-193/2006(19519-А75-37), ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.08.2006 г. №А69-533/06-5-Ф02-4176/06-С1).
Простительный «промах»
Ситуация изменилась благодаря вступлению в силу с 1 января 2007 года Закона от 27.07.2006 г. №137-ФЗ: законодатели обязали налоговиков в некоторых случаях уточнять платежи без начисления пеней. В ныне действующей редакции статьи 45 Налогового кодекса сказано, что предприниматели вправе подать в инспекцию заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К нему нужно приложить документы, подтверждающие уплату налога и его перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства. На основании этих данных ревизоры в довольно сжатые сроки самостоятельно пересчитают пени, т.е. суммы, которые были начислены за период со дня фактического перечисления налога до дня принятия решения об уточнении платежа, будут списаны.
Таким образом, в пункте 7 статьи 45 Кодекса приведены примеры реквизитов платежного поручения, ошибки в которых можно совершенно безболезненно исправить:
– основание платежа (поле 106);
– тип платежа (поле 110);
– принадлежность платежа;
– налоговый период (поле 107);
– статус плательщика (поле 101).
Рассмотрим случаи, когда нужно уточнять эти показатели и что кроется за неправильным их указанием. Итак, поле 106 «Основание платежа». В нем указываются такие значения, как «ТП» (текущие платежи), «ЗД» (задолженность прошлых лет), «АП» (платежи по акту проверки) и т.п. Правильно классифицировать платеж налоговики вполне могут самостоятельно. В этом им помогут налоговая декларация, акт проверки и т.п.
Ошибки, допущенные в поле 107 «Налоговый период», очевидно, никак не отразятся на поступлении средств в бюджет. То же самое можно сказать и про неверное указание значения в поле «Тип платежа».
Иначе обстоят дела с полем «Статус плательщика». Дело в том, что в инспекциях открываются отдельные карточки: одна – для организации как налогоплательщика, другая – для налогового агента. Иными словами, если вместо «01» (налогоплательщик) в это поле будет внесено значение «02» (налоговый агент) или наоборот, то, по данным инспекции, сумма платежа не покроет имеющуюся задолженность. Как видим, в данном случае уточнение просто необходимо.
Запретный ход?
Попробуем разобраться, что будет происходить, если предприниматель ошибся в реквизитах, которые прямо не поименованы в пункте 7 статьи 45 Кодекса. Чаще всего
«грешат» при внесении показателей в поля 104 «КБК» и 105 «ОКАТО». В подобных ситуациях налоговики будут руководствоваться принципами, установленными для зачета налогов. То есть уточнить без начисления пеней можно лишь платеж, который, невзирая ни на что, поступил-таки в нужный бюджет. Это подтвердил и Минфин в письме от 14.08.2007 г. №03-02-07/1-377.
Сразу скажем, что по налогам, поступающим в местные бюджеты, ошибка в коде ОКАТО однозначно приведет к начислению пени. Если же речь идет о перечислении федерального налога, то какой бы ОКАТО ни был указан, платеж все равно поступит по назначению.
Допустив ошибку в КБК, также не стоит сразу же бежать платить пени. Например, компания применяет УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», но указала в платежке КБК по единому налогу, взимаемому с плательщиков, выбравших объект налогообложения «доходы». При таком раскладе, очевидно, что перечисленные суммы «осядут» в правильном бюджете.
Еще одно небезынтересное заключение, которое привел Минфин в уже упомянутом нами письме от 14 августа: подать заявление на уточнение платежных поручений можно за любой период. Данное положение, указывают финансисты, гарантирует дополнительную защиту прав налогоплательщиков, а значит, имеет обратную силу (п. 3 ст. 5 НК РФ). Следовательно, оно распространяется и на те платежки, ошибки в которых были допущены до 1 января 2007 года.
Н. Титаева