Теперь физические лица могут сообщить иной адрес для получения писем от налоговой инспекции.
По умолчанию, вся почтовая корреспонденция от налоговой службы направляется по адресу места регистрации физического лица. Однако такой \»атавизм\» как прописка существует только в нашей стране. И зачастую происходит так, что прописаны мы в одном месте, а реально проживаем в другом. Поэтому очень часто в анкетах различного характера можно увидеть две строки по отношению к адресу: адрес регистрации и адрес реального проживания.
Наконец-то утверждена форма, с помощью которой физические лица могут сообщать об ином адресе своего местонахождения, нежели прописка. Это позволит вам вовремя получать письма от налоговой и оперативно на них реагировать. Форма утверждена приказом ФНС России от 29.05.2014 г. №ММВ-7-14/306@, который вступил в силу с 27.07.2014 г. Этим приказом утверждена форма №1А \»Заявление о предоставлении налогоплательщиком — индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах\». Полномочия по утверждению такой формы предусмотрены положениями п. 5 ст. 31 НК РФ, которые действуют с 30 июля 2013 г. (п. 3 ст. 10, п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.06.2013 г. №134-ФЗ).
До утверждения этой формы ФНС России разрешала указанным налогоплательщикам составлять данное заявление в произвольной форме (п. 1 Письма ФНС России от 20.09.2013 г. №АС-4-2/16981, п. 1.8 Письма ФНС России от 17.07.2013 г. №АС-4-2/12837).
Форма №1А может применяться при составлении заявления как о предоставлении адреса, так и об отказе от использования предоставленного адреса. В заявлении о предоставлении адреса можно определить, в течение какого периода времени по нему следует направлять документы. При этом заявление по названной форме налогоплательщик может подать лично или через представителя.
Как заполнять?
Форма состоит из двух листов. На первом вы указываете фамилию, имя и отчество и ставите подпись. А на втором — указываются данные физического лица для его идентификации и адрес, по которому можно будет высылать письма. Обратите внимание, что указание об адресе может быть как бессрочным, так и с указанием срока. Если вы указываете только первую дату — с которой вам нужно будет направлять по указанному адресу письма, и ставите единичку в самом нижнем квадратике — то это будет означать, что с указанной даты (в нашем примере с 01.09.2014 г.) и бессрочно вам будет направляться корреспонденция по этому адресу. Однако переживать и задаваться вопросом \»А что будет, если адрес сменится?\» не стоит. Можно будет сообщить с помощью этой же формы о новом адресе, предварительно аннулировав предыдущий. Тогда на странице 1 перед фамилией, именем и отчеством нужно будет поставить в соответствующий квадратик цифру 2. При этом надо будет проставить только ФИО и дату прекращения направления корреспонденции. Другие поля заполнять не надо. При смене адреса (не прописки) необходимо будет подать одновременно два заявления: одно — с аннуляцией старого адреса, а другое — с установлением нового адреса. Примеры заполнененных форм см. на стр. 4-5.
Сменилась прописка?
Если у вас сменилась прописка, то сообщать о ее смене нет необходимости. При этом, даже если вы сами захотите это сделать, физически это сделать невозможно. Те формы, по которым предприниматели раньше сообщали об изменении прописки, фамилии, паспортных данных, потеряли силу, и теперь подобную информацию сообщает за вас миграционная служба. Однако это процесс достаточно долгий. И здесь могут возникнуть сложности. Наши клиенты неоднократно сталкивались с такой ситуацией. Налогоплательщика как физическое лицо уже перевели в другую налоговую инспекцию, а как предпринимателя — нет. Из-за этого возникает очень много вопросов: куда подавать декларации, куда платить налоги? У нескольких наших клиентов из-за того, что произошла смена прописки, были проблемы с отчетностью. Налоговая инспекция просто не принимала отчет. Это возникло потому, что миграционная служба вовремя не сообщила в налоговую по новому месту прописки о том, что у них появился новый налогоплательщик. А эта налоговая не отправила или отправила в неправильном формате файл-запрос о статусе лицевого счета в \»старую\» налоговую. Соответственно, \»старая\» налоговая даже и не знает о том, что у предпринимателя сменился адрес. И продолжает считать его находящимся \»на своей территории\», запрашивая документы и выставляя требования. Как быть? В этой ситуации необходимо написать заявление в произвольной форме в обе налоговых инспекции о том, что у вас сменился адрес и приложить копию паспорта. Дальше налоговые инспекции обязаны \»отработать\» ваше заявление: \»новая\» запросить данные у \»старой\», а \»старая\» — отправить файл с вашими данными в \»новую\». Это самый быстрый путь, несмотря на то, что в соответствии с законодательством мы вообще ничего не должны делать, приходится нам бегать и суетиться. Потому что закон принят и, по идее, работает, но как-то не доработана система взаимосвязи между миграционной службой и инспекциями ФНС. Естественно, подавать декларации и платить налоги нужно уже по новому адресу регистрации, несмотря на то, что вас как предпринимателя в \»новой\» налоговой может еще не быть! В принципе, это технический процесс, который вы можете ускорить своим заявлением. Были ситуации, когда предпринимателя год переводили из одной налоговой инспекции в другую. Помогло только письмо-обращение через сайт www.nalog.ru. Это была своего рода жалоба на то, что предпринимателя не могли перевести из одной инспекции в другую, и каждый день по телефону ему говорили \»дежурные\» фразы: \»позвоните завтра, на следующей неделе…\» Не все любят жаловаться, но выхода нет, потому что из-за того, что одна налоговая не передала информацию об ИП, а другая ее не приняла, предпринимателю заблокировали расчетный счет.
Н. Скворцова