Отдел работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России №1 по Рязанской областиОтдел работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России №1 по Рязанской области
Вопрос: Как будет определяться налоговый статус физического лица при расчете НДФЛ за проданную в 2011 году квартиру?
Ответ: Пунктом 2 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.
Налоговый статус физического лица, определяющий порядок налогообложения его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода.
Учитывая положения ст. ст. 220 и 229 Кодекса, определение налоговой базы и декларирование физическими лицами доходов, полученных от продажи имущества, осуществляются по итогам налогового периода.
При определении налоговой базы по доходам от продажи жилого помещения, полученным в 2011 г., необходимо учитывать налоговый статус физического лица — получателя доходов, определяемый по итогам 2011 года.
Основание: Письмо Минфина РФ от 25.04.2011 г. №03-04-05/6-293
Вопрос: Облагается ли НДФЛ выплата физическому лицу — ветерану боевых действий, получающему ежемесячную денежную выплату на основании ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ \»О ветеранах\»?
Ответ: В соответствии с п.1 ст. 210 гл. 23 \»Налог на доходы физических лиц\» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, в частности, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
Перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, установлен ст. 217 Кодекса.
Ежемесячные денежные выплаты физическим лицам, установленные ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ \»О ветеранах\», не поименованы в ст. 217 Кодекса, как не подлежащие налогообложению, следовательно, такие выплаты подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Основание: Письмо Минфина РФ от 05.05.2011 г. №03-04-05/8-329
Вопрос: Применяются ли стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты по НДФЛ индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН?
Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 процентов, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, в частности, стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-220 Кодекса.
Таким образом, указанные вычеты применяются только к доходам налогоплательщиков, как физических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, подлежащим налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.
В соответствии с п. 24 ст.217 Кодекса доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями, при налогообложении которых применяется упрощенная система налогообложения, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Таким образом, к доходам индивидуального предпринимателя, при налогообложении которых применяется упрощенная система налогообложения, стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц не применяются.
Вместе с этим, если такой налогоплательщик получает другие доходы, подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов, он вправе уменьшить сумму таких доходов на стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218-220 Кодекса.
Основание: Письмо Минфина от 06.05.2011 г. №03-04-05/3-335
Вопрос: Требуется ли для освобождения от налогообложения НДФЛ доходов в виде материальной выгоды при заключении организацией со своими работниками договоров беспроцентного займа на улучшение жилищных условий сроком на несколько лет, ежегодное представление нового подтверждения,
в случае если у организации-работодателя, выдавшей заем, имеется подтверждение права налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета для освобождения от налогообложения доходов в виде материальной выгоды, возникающей при последующем погашении процентов по указанным займам?
Ответ: Согласно пп. 1 п. 1 ст. 212 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением, в частности, материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
Данной нормой предусмотрено, что указанная материальная выгода освобождается от налогообложения при условии наличия у налогоплательщика права на получение имущественного налогового вычета, установленного пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, подтвержденного налоговым органом в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 220 Кодекса.
В случае если у организации, выдавшей заем, имеется подтверждение права налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, для освобождения от налогообложения доходов в виде материальной выгоды, возникающей при последующем погашении процентов по указанным займам (кредитам), представление нового такого подтверждения не требуется.
Основание: Письмо Минфина РФ от 03.05.2011 г. №03-04-06/6-103
Вопрос: Налоговым кодексом Российской Федерации с 2011 г. установлен особый порядок возврата работнику излишне удержанной суммы НДФЛ в связи с приобретением им статуса налогового резидента. Какие документы являются подтверждающими фактическое нахождение физических лиц на территории РФ?
Ответ: В соответствии с п. 1.1 ст. 231 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) возврат суммы налога на доходы физических лиц налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогам налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде, в порядке, установленном ст. 78 Кодекса.
Пунктом 2 ст. 207 Кодекса установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Перечня документов, подтверждающих фактическое нахождение физических лиц на территории Российской Федерации, Кодексом не установлено.
Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц на территории Российской Федерации, в частности, могут являться справки с места работы, подготовленные на основании сведений из табеля учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, квитанции о проживании в гостинице и другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в Российской Федерации.
Основание: Письмо Минфина РФ от 16.05.2011 г. №03-04-06/6-110
Вопрос: Каков порядок применения ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в виде розничной торговли, осуществляемой через торговые автоматы?
Ответ: Согласно положениям ст. 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), торговые автоматы относятся к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, или к нестационарной торговой сети в части развозной торговли, если торговый автомат является передвижным. При исчислении суммы единого налога на вмененный доход при осуществлении розничной торговли через торговые автоматы до 1 июля 2011 г. используются физические показатели \»торговое место\», \»площадь торгового места (в квадратных метрах
)\» или \»количество работников, включая индивидуального предпринимателя\» (п. 3 ст. 346.29 Кодекса).
Федеральным законом от 07.03.2011 г. №25-ФЗ \»О внесении изменений в статью 346.29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации\» внесены изменения в таблицу п. 3 ст. 346.29 Кодекса, вступающие в силу с 1 июля 2011 года. В отношении предпринимательской деятельности в виде реализации товаров с использованием торговых автоматов выделен размер базовой доходности в сумме 4500 руб. в месяц.
Таким образом, с III квартала 2011 г. налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров с использованием торговых автоматов любого типа, должны исчислять налоговую базу по единому налогу на вмененный доход с использованием физического показателя базовой доходности \»торговый автомат\».
В том случае, если такой вид предпринимательской деятельности, как розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети, был переведен на уплату единого налога на вмененный доход до вступления в силу Федерального закона от 07.03.2011 г. №25-ФЗ (1 июля 2011 г.), принятия дополнительных решений относительно перевода на уплату вышеназванного налога такого вида предпринимательской деятельности, как реализация товаров с использованием торговых автоматов, не требуется.
При этом на основании п. 7 ст. 346.29 Кодекса значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно. Если нормативный правовой акт представительного органа муниципального района, городского округа, законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о внесении изменений в действующие значения корректирующего коэффициента К2 не приняты до начала следующего календарного года и (или) не вступили в силу в установленном Кодексом порядке с начала следующего календарного года, то в следующем календарном году продолжают действовать значения корректирующего коэффициента К2, действовавшие в предыдущем календарном году.
В отношении базовой доходности, установленной в таблице п. 3 ст. 346.29 Кодекса для реализации товаров с использованием торговых автоматов, с 1 июля 2011 г. следует применять значения корректирующего коэффициента К2, установленные на 2011 г. для стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, или для нестационарной торговой сети, в зависимости от того, к какому из указанных видов розничной торговли относится используемый торговый автомат.
Основание: Письмо Минфина РФ от 13.05.2011 г. №03-11-10/24