Что такое раздельный учет и как его вести? Зачем вообще он нужен? Об этом вы узнаете, прочитав нашу статью.
Дело в том, что по различным системам налогообложения существует различный порядок расчета налога. А есть такие виды расходов предпринимателя, которые невозможно разделить между видами деятельности и системами налогообложения. Если это возможно, то необходимо составить внутренний документ (можно его назвать \»учетная политика\», а можно \»порядок ведения раздельного учета\») и прописать там правила включения в расходы те или иные виды затрат. При этом составлять этот документ можно в произвольной форме.
Например, у вас есть расходы, которые вы сможете четко отнести к определенному виду деятельности. Это может быть как заработная плата конкретного сотрудника — который работает в определенном магазине (отделе), который облагается ЕНВД. Или другой вариант — кассовый аппарат используется только в оптовой торговле — значит, расходы на его содержание (стоимость ежемесячного обслуживания плюс ежегодная замена ЭКЛЗ) можно отнести полностью к той системе налогообложения, какую платит предприниматель по оптовой торговле, несмотря на наличие двух видов деятельности и двух систем налогообложения.
Однако если у вас нет возможности разделить расходы при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, потому что эти ресурсы используются в обоих видах деятельности, то в соответствии с п. 8 ст. 346.18 эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объем доходов. То есть если вы сами не смогли определить, как будут у вас делиться общие расходы, то Налоговый кодекс предлагает вам вариант — пропорционально выручке. А чтобы эту пропорцию как-то определить, необходимо вести учет выручки. А как? Ведь по ЕНВД нет книги доходов и расходов. А вот для этого вам придется ее завести. Причем форму вы выбираете сами — какую вам удобно. Это может быть просто тетрадка под названием \»Реестр доходов от розничной торговли\». А по другому виду деятельности, например, по УСН, есть установленная книга доходов и расходов. По итогам квартала вы составляете бухгалтерскую справку, где отражаете сумму доходов по одному виду деятельности и по другому. Дальше необходимо указать сумму \»общих\» расходов и их разбивку в соответствии с тем, какой процент, относящийся к той или иной деятельности, у вас получился. Пример справки смотрите ниже.
Если вы применяете \»упрощенку\» со ставкой 15%, то в общие затраты вы будете включать расходы на последнее число квартала на основании этой бухгалтерской справки, а не в тот день, когда вы на самом деле их осуществили.
Также представляем вам вариант \»учетной политики\», в которой есть и четкое разделение расходов по конкретным видам деятельности, и нет разделения (использование пропорции от доходов). Но вы можете выделить именно тот вариант, который вам наиболее удобен и наиболее выгоден. Здесь для вас — поле для творчества. Причем это поле вполне себе такое \»законное\».
Н. Скворцова