История отечественной налоговой системы связана с возникновением древнерусского государства. Первые упоминания о взимании дани относятся к временам правления князя Олега (912)…
История отечественной налоговой системы связана с возникновением древнерусского государства. Первые упоминания о взимании дани относятся к временам правления князя Олега (912). В летописи «Повесть временных лет» перечислялись народы «иже дань дают Руси». Основными налогами были дани (подати) – прямой налог и оброки, которые уплачивались натурой: медом, кунами и даже мечами, и, в основном, устанавливались на период войн и походов.
По мере оседания князей на земле и обзаведения их хозяйством пополнение казны за счет военных набегов теряет значение, а новыми источниками доходов становятся «кормления». Податные обязанности населения заменяются уплатой денежных сумм.
В эпоху Золотой Орды (1243-1483) с целью введения централизованной налоговой системы представителями ордынской власти была проведена перепись населения Руси («число»), на основании которой монгольскими баскаками – уполномоченными чиновниками взималась дань. Среди «ордынских тягостей» известны: выход «царева дань», торговые сборы – «мыт» и «тамка», извозные повинности – «ям» и «подводы» и др. Дань уплачивалась соболями, ювелирными изделиями из золота и серебра, скотом и золотыми деньгами.
В XIV в. ликвидируется система баскачества и учреждаются должности пошлинников и тиунов.
Помимо ордынской дани, собиралась дань и в княжескую казну. За этим надзирали великокняжеские слуги, причем, вначале надзор носил временный и случайный характер. Но уже к концу XIV в. возникают должности казначеев, дьяков и подьячих, которые ведали сборами оброков и вели книги и записи по этим сборам.
С XV в. с прекращением платежа дани в Золотую Орду начинается создание финансовой системы Руси.
Финансовая система России в XV-XVI в.в. была чрезвычайно сложна и запутана. Каждый приказ (ведомство) российского государства отвечал за взимание какого-то одного налогового платежа. И только в царствование Алексея Михайловича система налогообложения России была упорядочена. В 1665 году был создан специальный орган – Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.
При Петре I были образованы 12 коллегий, из которых четыре заведовали финансовыми вопросами: камер-коллегия, штатс-контор-коллегия, ревизион-коллегия и коммерц-коллегия.
В 1780 году Екатерина II создала Экспедицию о государственных доходах.
В 1802 году манифестом Александра I «Об учреждении министерств» были образованы 8 министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, коммерции, народного просвещения, финансов и внутренних дел. Министерство финансов ведало государственными доходами и расходами. Важнейшие налоговые и финансовые реформы этого времени связаны с деятельностью министра финансов Николая Бунге. Министерство финансов в каждой губернии имело свое местное учреждение – Казенную палату, в ведении которой находились губернские и уездные казначейства. При казенных палатах было решено учредить податных инспекторов в качестве близких к населению исполнительных чинов финансового ведомства. Это было первым шагом по преобразованию взимания государственных доходов, лежавшего главным образом на полиции. Позднее функции податных инспекторов расширились. Их обязанностью стало предоставление сведений в Минфин о видах на урожай, ценах на хлеб и т.д. В начале 90-х годов XIX в. по поручению Минфина податные инспекторы собрали обширный материал о круговой поруке, участвовали в подготовке законопроектов о квартирном налоге, о пересмотре пошлин с торговых промыслов. Сегодня есть все основания утверждать, что решение о введении должностей податных (ныне налоговых) инспекторов является отправной точкой по созданию налоговых инспекций как важнейшей отрасли государственной службы России. По имеющимся историческим данным в 1910 году в России отмечалось 25-летие создания налоговой службы страны.
В советское время налоги взимались различными органами: в начале 20-х годов прошлого столетия — Наркоматами продовольствия, финансов, труда и др.; в период НЭПа централизованно — управлением налогами и госдоходами Наркомфина, а на местах — финансовыми инспекторами, их помощниками и финансовыми агентами. Затем были созданы налоговые инспекции, действовавшие в составе финансовых отделов и включавшие налоговых инспекторов, их помощников и налоговых агентов. С 1959 года налоговые инспекции были переименованы в инспекции государственных доходов и контролировали поступление от предприятий платежей в бюджет, проводили счетные проверки и осуществляли другие функции
90-е годы знаменуют собой полномасштабное укрепление налоговой системы России. В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР создается государственная налоговая служба, а 21 ноября 1991 г. Указом Президента Российской Федерации № 229 образована Государственная налоговая служба РСФСР – самостоятельный орган исполнительной власти федерального уровня. Созданы областные государственные налоговые инспекции и подчиненные им государственные налоговые инспекции по городам и районам. Принят Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
В 1998 г. Государственная налоговая служба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Принятый в этом же году Налоговый кодекс позволил систематизировать, упорядочить и привести в единую систему действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.
Отдел работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области