Просто «свернуть» бизнес мало, нужно еще и оформить это официально. Для этого требуется пройти процедуру госрегистрации прекращения предпринимательской деятельности в ИФНС (ликвидации), а до этого нужно уволить работников, сдать отчетность во внебюджетные фонды и т.д. Но все это не так уж и сложно, когда есть четкий алгоритм действий.
ВАШИ ДЕЙСТВИЯ, ЕСЛИ У ВАС НЕТ РАБОТНИКОВ
Если у вас никогда не было работников, то вы можете спокойно представить в ИФНС заявление по форме Р26001 (см. далее раздел «Подаем заявление в инспекцию»). Если же когда-то работники у вас были и вы до сих пор не снялись с учета в ПФР и ФСС, то вам нужно сняться с учета в фондах (см. далее раздел «Снимаемся с учета в фондах»).
ВАШИ ДЕЙСТВИЯ, ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ РАБОТНИКИ
Увольняем работников
Уволить работников в связи с прекращением деятельности вы можете только после того, как примете решение закрыть бизнес. О предстоящих увольнениях вам надо уведомить службу занятости, причем сделать это нужно не позднее чем за 2 недели до увольнений (п. 2 ст. 25 Закона от 19.04.1991 г. №1032-1). А вот самих работников не нужно заранее предупреждать о предстоящем увольнении. И выплачивать им выходное пособие и средний месячный заработок по общему правилу тоже не надо (Определение Санкт-Петербургского горсуда от 11.04.2011 г. №33-5014/2011). Такие гарантии закон предоставляет только работникам организаций (ст. 178, 180 ТК РФ). Однако если вы предусмотрели в трудовом договоре с работником, что обязуетесь заблаговременно предупредить его об увольнении, выплатить выходное пособие и сохранять средний заработок на период трудоустройства, то принятые на себя обязательства придется исполнять (ст. 307 ТК РФ).
В день увольнения работнику нужно выдать справку о сумме зарплаты, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы в соцстрах, за два календарных года, предшествующих году увольнения, и текущий календарный год. Кроме того, по письменному заявлению работника вы должны выдать ему справку о среднем заработке за последние 3 месяца для представления в службу занятости. Пока форма такой справки не утверждена на федеральном уровне, оформить ее можно в произвольном виде.
Запись в трудовой книжке сотрудника надо сделать такую: «Трудовой договор расторгнут в связи с прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации».
Заметьте, что, решив прекратить деятельность, вы можете уволить даже беременных женщин и сотрудниц, находящихся в декретном отпуске, а также в отпуске по уходу за ребенком (ст. 261 ТК РФ). Уволенные мамы все равно смогут получать государственные пособия через орган соцзащиты населения.
Сдаем отчетность в фонды и налоговые органы
Теперь об отчетности, которую нужно подать в ПФР и ФСС и налоговую инспекцию по налогам и взносам от доходов сотрудников.
До того как вы подадите в инспекцию заявление по форме Р26001, нужно сдать:
- В ФСС расчет по форме-4 ФСС.
- В ПФР – расчет по форме СЗВ-М, СЗВ-ТД, СЗВ-стаж и ОДВ-1 за последний отчетный период. Это указано в п. 2 ст. 9 Федеральный закон от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
- В налоговую инспекцию Расчет по страховым взносам (п. 15 ст. 431 НК РФ), отчеты по форме 2НДФЛ и 6НДФЛ.
При этом в отчетах необходимо указать сведения за последний отчетный период с начала года и по день представления расчет включительно.
Снимаемся с учета в фондах
После расторжения трудового договора с последним из работников нужно сняться с учета в ФСС в качестве страхователя. Конкретный срок для снятия с учета в Фонде законодательством не установлен, но лучше не затягивать. Если вы будете продолжать числиться в ФСС как работодатель, надо ежеквартально сдавать отчетность по соцстраху.
Для снятия с учета в ФСС вы должны подать:
- заявление;
- документы, подтверждающие увольнение последнего из работников (например, копии приказа об увольнении, допсоглашения об увольнении к трудовому договору, трудовой книжки работника и т.д.).
После этого ФСС снимет вас с учета в течение 14 календарных дней со дня подачи заявления.
В ПФР самостоятельно сниматься с учета вам не надо. В течение 5 рабочих дней после внесения записи о прекращении предпринимательства в ЕГРИП регистрирующая ИФНС сообщит об этом в Фонд (п. 3.1 ст. 11 Закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ). На основании этих сведений ПФР сам снимет вас с учета – с даты внесения записи в ЕГРИП.
Подаем заявление в инспекцию
Заявление о госрегистрации прекращения деятельности в качестве ИП нужно подать по форме Р26001 в налоговую инспекцию по месту жительства (регистрирующий орган). Никаких сроков для его подачи не установлено, поэтому можно это сделать и сразу после того, как вы завершите все описанные выше процедуры, и значительно позже. Единственная проблема – пока вы в статусе предпринимателя, у вас продолжают «капать» страховые взносы.
Бланк заявления по форме Р26001 можно скачать с сайта ФНС nalog.ru – Индивидуальным предпринимателям – Создай свой бизнес – Прекращение деятельности.
Однако желательно заполнять эту форму с помощью бесплатной программы, которую вы можете найти на том же сайте nalog.ru. В разделе Электронные услуги – Программные средства для юридических и физических лиц – Программные средства для юридических лиц. Программа называется «Программа формирования документов, используемых при государственной регистрации».
К заявлению нужно приложить квитанцию или платежку об уплате госпошлины в размере 160 руб. (КБК 182 108 07 01 001 1000 110). Наличие задолженности по налогам и страховым взносам не является основанием для отказа в госрегистрации прекращения предпринимательской деятельности. Но и долги после утраты статуса ИП вам не спишут, они останутся на вас, как на физическом лице.
Документы можно подать следующими способами:
- лично привезти в инспекцию (в регистрирующий орган);
- отправить по почте ценным письмом с описью вложения. В этом случае свою подпись на второй странице вам нужно удостоверить у нотариуса. Иначе налоговики откажут в регистрации прекращения деятельности. При этом необходимо приложить еще нотариально заверенную копию паспорта;
- сдать через многофункциональный центр. Напомним, что многофункциональный центр (МФЦ).
- на сайте ФНС nalog.ru с помощью сервиса Подача электронных документов на государственную регистрацию – Электронные услуги – Подача электронных документов на государственную регистрацию. Ездить никуда не нужно, но нужно будет подтвердить свою личность с помощью селфи. Нужно будет сделать скан-образ или фотографию страниц документа, удостоверяющего личность, на которых содержатся сведения о выдаче документа, его серия и номер, фотография и Ф.И.О. заявителя и собственное фото (селфи) с этим документом, открытым на тех же страницах, для подтверждения личности. При этом нужно обязательно оплатить госпошлину 160 рублей.
Счастливый день – получаем документы о ликвидации!
В течение пяти рабочих дней после получения документов инспекция примет решение о госрегистрации прекращения вами деятельности. На основании этого решения вносится запись в ЕГРИП, а вы на шестой рабочий день можете получить у налоговиков:
- лист записи о госрегистрации прекращения физлицом деятельности в качестве ИП;
- уведомление о снятии с учета в инспекции в качестве ИП;
- выписку из госреестра, в которой будет запись о госрегистрации прекращения вами предпринимательской деятельности.
Инспекция выдаст документы лично вам либо направит по почте по указанному вами адресу. Если вы подавали заявление о ликвидации в электронном виде, то документы направят также в электронном виде на указанный вами адрес электронной почты. Но в таком случае по вашему письменному запросу налоговики обязаны выдать документы и на бумажном носителе.
При снятии с учета в качестве предпринимателя гражданин остается на учете в инспекции по месту жительства как обычное физическое лицо с тем же ИНН.
Что нужно сделать после прекращения деятельности ИП
Итак, вы получили документы о госрегистрации прекращения физлицом деятельности в качестве ИП. Но это не означает, что вы свободны от обязательств перед государством, возникших за время предпринимательства. В частности, вы должны заплатить налоги и сдать отчетность в инспекцию за те периоды, когда вы были зарегистрированы в качестве ИП.
ОТЧИТЫВАЕМСЯ ПЕРЕД ИФНС И ПЛАТИМ НАЛОГИ
Если применялся общий режим налогообложения
Подать декларацию по НДС необходимо не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором прекращена предпринимательская деятельность (пункт 5 ст. 174 НК РФ). А заплатить налог также – равными частями не позднее 25-го числа каждого из 3 месяцев, следующих за истекшим кварталом (пункт 1 ст. 174 НК РФ). Декларацию по форме 3НДФЛ нужно подать в течение 5 рабочих дней после внесения записи в ЕГРИП (пункт 3 ст. 229 НК РФ) и в течение 15 календарных дней после подачи декларации оплатить налог
Если вы работали на «упрощенке»
Декларацию нужно подать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем исключения из ЕГРИП. В этот же срок и уплатить налог.
Независимо от режима налогообложения
Налог на имущество
Предприниматели, применяющие спецрежимы, не платят налог на имущество по недвижимости, используемой в предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ). С утратой статуса ИП вы лишаетесь права на освобождение от уплаты налога на имущество. И будьте внимательны: если вы уведомили налоговиков о прекращении деятельности по «упрощенке», то налог на имущество вам начислят уже с месяца, следующего за месяцем прекращения «спецрежимной» деятельности, а не с месяца, следующего за месяцем исключения из ЕГРИП.
Про страховые взносы за себя не забыли?
Вам придется уплатить в ПФР страховые взносы за себя за время, когда вы были зарегистрированы в качестве ИП. Сделать это нужно в течение 15 календарных дней с даты госрегистрации прекращения деятельности (часть 8 ст. 16 Закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ (далее – Закон №212-ФЗ). Рассчитать подлежащую уплате сумму можно по формуле, указанной ниже
Формула для расчета суммы страховых взносов в ПФР
Сумма взносов в ПФР или ФФОМС = фиксированный размер страхового взноса в год / 12 х (количество полных месяцев, предшествующих ликвидации + количество календарных дней в месяцев ликвидации с 1-го числа по день внесения записи в ЕГРИП / количество календарных дней в месяце ликвидации).
На нашем сайте есть сервис Калькулятор расчета пенсионных взносов. Она находится на титульной странице или в разделе «Полезные ссылки». С помощью этого калькулятора вы сможете рассчитать конкретную сумму взносов, которую вам необходимо заплатить в бюджет. А также распечатать с реквизитами по Рязанской области.
Что делать с расчетным счетом
Расчетный счет можно закрыть как до прекращения госрегистрации в качестве ИП, так и после этого. Но лучше сделать это раньше, чем вы подадите в ИФНС заявление о ликвидации. Если после ликвидации ИП вы будете проводить какие-то операции по счету, налоговики могут обвинить вас в незаконном предпринимательстве. Кроме того, могут возникнуть проблемы со снятием остатка денежных средств с расчетного счета.
Имейте в виду, банк будет исправно снимать с незакрытого счета плату за обслуживание, которая гораздо выше, чем плата за обслуживание счетов обычных физлиц.
Разбираемся с ККТ
Снимать с учета ККТ необходимо ДО госрегистрации прекращения деятельности. Сделать это надо через онлайн-кабинет на сайте nalog.ru. Если вы не сделаете этого, то ваш кассовый аппарат просто превратится в груду пластика и микросхем. Продать вы его уже не сможете. А он стоит приличных денег.
Что можно ожидать после ликвидации
Будьте готовы, что специалисты ИФНС и фондов проведут камеральные проверки по сданной вами отчетности за период предпринимательства. Завершатся эти проверки уже после утраты вами статуса ИП. Если вы ликвидируетесь в 2021 году и инспекция или фонды назначат выездную проверку в текущем году, проверкой будут охвачены 2019-2020 гг. и 2021 год до даты прекращения вами предпринимательской деятельности. С каждым годом глубина проверки будет уменьшаться. То есть в 2024 году контролирующие органы уже просто не смогут назначить проверку. Но проверка может и не состояться, если налоговые органы в режиме камеральной проверки (документарной – на основании сведений, которые у них есть) увидят, что у вас все корректно оплачено.
Заметьте, что в ваших интересах обеспечить сохранность документов, связанных с предпринимательской деятельностью. Ведь если в отношении вас назначат выездную проверку, а документов уже не будет, налоги и взносы пересчитают расчетным методом. Это значит, что за основу ревизоры возьмут имеющиеся у них сведения по вашей деятельности и данные по доходам и расходам аналогичных плательщиков. Подобный способ пересчета обязательств влечет доначисления. Хранить первичные учетные документы и регистры налогового учета предписывается в течение 4 лет, в том числе и после утраты статуса ИП (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ; Письмо Минфина России от 11.05.2012 г. №03-02-08/45). А документы по начислению и уплате страховых взносов – 6 лет (подпункт 6 п. 3.4 ст. 23 НК РФ). На деле срок хранения лучше увеличить. В нашем государстве может быть все, что угодно. Так, если вы прекратили предпринимательскую деятельность в 2021 г., в начале 2027 г. все документы можно выбросить за ненадобностью. Никаких отрицательных последствий для вас это уже не повлечет.
По результатам проверок контролирующие органы могут доначислить вам налоги и страховые взносы, вынести решения о привлечении к ответственности и направить требования об уплате недоимок, пеней и штрафов. Всё так же, как если бы вы продолжали оставаться в статусе ИП. Вот только взыскать с вас задолженность теперь можно лишь в судебном порядке (пункт 1 ст. 48 НК РФ; п. 1 ст. 21 Закона №212-ФЗ). А так как вы больше не предприниматель, проходить разбирательства будут не в арбитраже, а в суде общей юрисдикции. Обратиться в суд ИФНС и фонды могут в течение 6 месяцев со дня истечения срока уплаты, указанного в требовании на уплату выявленных недоимок (пункт 2 ст. 48 НК РФ; п. 2 ст. 21 Закона №212-ФЗ).
Надежда Скворцова
директор ООО «Областная налоговая консультация»
главный редактор «Практической газеты для предпринимателя»