В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 15.09.09 г. №7802/09 предпринимателя нельзя оштрафовать за неподачу в ПФР сведений об уплаченных фиксированных взносах.
В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 15.09.09 г. №7802/09 предпринимателя нельзя оштрафовать за неподачу в ПФР сведений об уплаченных фиксированных взносах.
Высший Арбитражный суд посчитал, что у предпринимателя, уплачивающего лишь фиксированные пенсионные взносы за самого себя, отсутствует обязанность ежегодно (до 1 марта) представлять в ПФР сведения индивидуального (персонифицированного) учета. А значит, с него не может быть взыскан штраф за несвоевременное представление такой отчетности (ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 г. №27-ФЗ).
Вопрос этот оставался спорным на протяжении многих лет. Дело в том, что в законе об индивидуальном (персонифицированном) учете довольно четко прописано, какие сведения и в какие сроки должны представлять организации и предприниматели, уплачивающие пенсионные взносы за своих работников по трудовым и гражданско-правовым договорам (п. 2 ст. 11 закона №27-ФЗ). А вот в отношении предпринимателей, не имеющих наемных работников и уплачивающих лишь фиксированные взносы за себя, в законе полная неясность.
Во-первых, нет срока для подачи отчетности в ПФР. Его, конечно, попытались прописать в правительственной Инструкции о порядке ведения персонифицированного учета (п. 38 Инструкции, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.03.97 г. №318). Но это подзаконный акт. А любые дополнительные обязанности должны устанавливаться законом.
Во-вторых, в законе определен лишь перечень сведений, которые нужно сообщать в ПФР:
– пенсионный страховой номер предпринимателя;
– Ф.И.О. предпринимателя;
– сумму уплаченных страховых взносов;
– другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Однако форма, по которой эти сведения нужно представлять, не установлена ни законом, ни подзаконными актами. В отдельных регионах органы ПФР требуют подавать сведения по форме, совпадающей с формой отчетности для страхователей, имеющих наемных работников (в частности, предлагается подавать форму АДВ-11). Очевидно, что такое «нормотворчество» противоречит закону.
В результате судебная практика по вопросу о правомерности взыскания штрафа за несвоевременную подачу отчетности оказалась противоречивой. Суды одних округов заступались за предпринимателей (постановления ФАС ВСО от 04.02.09 г. №А74-1907/08-Ф02-26/09, ФАС ЗСО от 02.04.07 г. №Ф04-897/2007 (31899-А46-42), ФАС ПО от 1103.2005 г. №А55-12551/04-30, ФАС СЗО от 20.01.2005 г. №А56-22475/04, ФАС УО от 12.01.2006 г. №Ф09-6025/05-С7, ФАС ЦО от 25.02.2005 г. №А14-9925-2004-200/3). Суды других округов с поразительной настойчивостью помогали пополнять бюджет Пенсионного фонда, считая, что в законе есть обязанность отчитаться, а в Инструкции есть срок для исполнения этой обязанности – и этого достаточно (Постановления ФАС МО от 08.04.09 г. №КА-А40/2687-09, ФАС ЦО от 12.03.2009 г. №А14-9109/2008/300/1).
Высший Арбитражный суд при рассмотрении подобного спора разрешил его в пользу предпринимателя, что на самом деле является вполне логичным. Хотя бы потому, что органы ПФР абсолютно не нуждаются в отчетности от предпринимателей, имея данные и о суммах, которые предприниматели должны заплатить (ведь взносы являются фиксированными), и о суммах, которые предприниматели им перечислили.
Но хотелось бы обратить внимание на то, что через год с хвостиком срок для представления предпринимателями отчетности о самих себе будет установлен в законе о персонифицированном учете, поскольку уже приняты соответствующие поправки, вступающие в силу с 1 января 2011 года (Федеральный закон от 24.07.09 г. №213-ФЗ). И тогда появятся законные основания для взыскания штрафа в случае несвоевременного представления отчетности.
Журнал «Главная книга», №19, 2009 г.