Трудиться на территории РФ могут не только россияне, но и иностранцы. Это не противоречит законодательству РФ (ч. 1 ст. 37, ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ч. 5 ст. 11 Трудового кодекса РФ). Однако принимая указанных работников в штат, необходимо соблюдать определенные правила.
Определение статуса иностранного работника
Для начала определимся со статусом иностранных работников. Ведь от того, какой они имеют статус — временно проживающие или временно пребывающие, приехавшие в нашу страну в визовом или безвизовом порядке — зависит и необходимость получения разрешения на работу, патента и налоги от заработной платы. О том, какие налоги от заработной платы платить по доходам иностранцев, читайте в следующем номере. В этом материале мы рассмотрим лишь информацию об их регистрации в различных государственных органах.
Статус иностранца можно понять на основании документов, которые есть у него на руках. А определения категорий иностранцев прописаны в Федеральном законе от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (см. таблицу 1).
Визовые и безвизовые страны
На посещение нашей страны иностранцам необходимо получить визу. Однако есть список стран, гражданам которых можно посетить РФ без получения визы. К таким странам относятся, в основном, все страны СНГ, кроме Грузии и Туркменистана. Это Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Украина, Узбекистан, а также Абхазия и Южная Осетия (см. таблицу 2).
То есть граждане этих стран приезжают в нашу страну, лишь заполнив миграционную карту на границе РФ. При этом миграционная карта является документом, подтверждающим срок нахождения иностранца на территории РФ, а этот срок нам важен для исчисления налогов от заработной платы таких граждан.
Временно пребывающие иностранцы. Порядок оформления
Временно пребывающим в России признается иностранный гражданин, который прибыл в РФ на основании визы или в порядке, не требующем ее получения. При этом он не имеет вида на жительство или разрешения на временное проживание (абз. 10 п. 1 ст. 2 Закона №115-ФЗ).
Условия нахождения данной категории иностранцев в России приведены в таблице 3.
Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в безвизовом порядке, продлевается на срок действия заключенного с ним трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)), но не более чем на один год. Данный срок исчисляется со дня въезда иностранца в РФ (абз. 2 п. 5 ст. 5, п. 1.3 ст. 13.1 Закона №115-ФЗ). Решение о продлении срока принимает территориальный орган ФМС России (п. 4 ст. 5 Закона №115-ФЗ).
Порядок привлечения к работе иностранных граждан, временно пребывающих в России, зависит от того, каким образом они приехали в Россию — с оформлением визы или в безвизовом порядке. При этом работодателю нужно получать различные разрешения (например, разрешение на привлечение «визового» иностранца), уведомлять органы власти о найме иностранного работника.
Кроме того, вам необходимо следить за сроком действия документов, которые иностранец получает самостоятельно (например, патент у «безвизового» иностранца). От этого зависит, на какой период вы можете принять иностранца на работу (заключить с ним трудовой или гражданско-правовой договор).
За неисполнение указанных обязанностей установлены серьезные штрафы (ст. 18.15 КоАП РФ).
Далее мы подробно рассмотрим правила трудоустройства в РФ иностранных граждан, временно пребывающих в России на основании визы или в безвизовом порядке.
«Визовые» иностранцы
Чтобы привлечь к труду иностранного гражданина, который получает право на въезд в РФ на основании визы, работодатель должен выполнить ряд последовательных действий:
1) получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Без этого вы не вправе принять на работу иностранцев, временно пребывающих в РФ на основании визы (абз. 1 п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ). Разрешение выдается на год (п. 4 ст. 18 Закона №115-ФЗ).
Административный регламент предоставления ФМС России услуг по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на их привлечение и использование, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства утвержден совместным Приказом ФМС России №1, Минздравсоцразвития России №4, Минтранса России №1, Госкомрыболовства России №2 от 11.01.2008 г. (далее — Административный регламент);
2) получить на каждого иностранного работника приглашение на въезд в РФ и разрешение на работу.
Порядок получения приглашений регулируется:
— Федеральным законом от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
— Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденным Приказом ФМС России от 30.11.2012 г. №390 (далее — Административный регламент по выдаче приглашений);
Рассмотрим этот порядок пошагово.
Шаг 1. Предварительно договорившись со своими зарубежными партнерами о привлечении иностранных работников, вы прежде всего должны написать заявление о выдаче соответствующего разрешения. Форма такого заявления утверждена Приказом ФМС России от 30.11.2012 г. №390. Подать его нужно в территориальный орган ФМС России (п.п. 43, 43.1 Административного регламента).
К заявлению вы приложите документы согласно перечню, который содержится в п.п. 43.2-43.4 Административного регламента.
Так, например, российской организации нужно представить в миграционную службу:
а) копии двух свидетельств:
— о внесении записи в ЕГРЮЛ;
— о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;
б) проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников;
в) платежное поручение об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения (с отметкой банка о его исполнении) (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 г. №91).
Уплатить госпошлину вам придется в размере 10 000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника (пп. 23 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).
Шаг 2. После получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников вам необходимо получить для каждого иностранного работника:
1) приглашение на въезд в РФ. Оно является основанием для получения визы (абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. 16 Закона №115-ФЗ);
2) разрешение на работу. Без него вы не сможете принять иностранца в штат или заключить с ним гражданско-правовой договор (п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ).
Для этого в территориальный орган ФМС России одновременно подаются следующие документы:
— ходатайство о выдаче приглашения на въезд в РФ иностранного работника (п. 2 ст. 18 Закона №115-ФЗ) вместе с квитанцией об уплате госпошлины за выдачу приглашения в размере 800 руб. за каждого работника (пп. 17 п. 1 ст. 333.28 НК РФ);
— документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника (абз. 2 п. 2 ст. 18 Закона №115-ФЗ).
Перечень документов, необходимых для получения разрешения на работу временно пребывающему в РФ:
1. Заявление по форме, утвержденной Приказом ФМС России от 25.12.2006 г. №370.
2. Цветная фотография иностранного гражданина размером 3 x 4 см.
3. Копия документа, удостоверяющего личность иностранного работника.
4. Копии документов профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранным работником в иностранном государстве, или справка об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании.
5. Справки об отсутствии у иностранца заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого ВИЧ-инфекцией.
6. Квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу (3500 руб. за каждого).
7. Копия специального разрешения на въезд иностранного работника на территорию, на посещение организации или объекта (п. п. 45.1-45.7 Административного регламента. Специальное разрешение на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта необходимо, если такая территория, организация или объект поименованы в Перечне, утвержденном Правительством РФ от 11.10.2002 г. №754 (п. 1 ст. 11 Закона №115-ФЗ)).
Срок действия разрешения на работу будет равен сроку действия визы, полученной этим работником.
Срок рассмотрения документов органами ФМС России:
Решение о выдаче разрешения на работу выдается одновременно с приглашением на въезд иностранного работника (пп. 2 п. 2 ст. 18 Закона №115-ФЗ).
Срок для выдачи выше указанных документов составляет 30 дней со дня обращения и представления всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов (п. 13 Административного регламента по выдаче приглашений, пп. 2 п. 2 ст. 18 Закона №115-ФЗ.
Заметим, что обыкновенная рабочая виза выдается работнику-иностранцу на срок до трех месяцев. При этом предусмотрена возможность ее продления. Так, иностранцу может быть выдана многократная виза на срок действия заключенного им трудового (гражданско-правового) договора. Однако указанный срок не может превышать одного года для каждого такого продления.
Также вместе с ходатайством вы должны представить в территориальный орган ФМС России гарантийные письма о материальном, медицинском и жилищном обеспечении иностранного лица на период его пребывания в РФ. Основания — п. 5 ст. 16 Закона №115-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 24.03.2003 г. №167.
После того как органы ФМС России выдадут разрешительные документы, которые необходимы для привлечения иностранца к трудовой деятельности в России, вы можете заключить с ним соответствующий договор (трудовой или гражданско-правовой) и допустить его к работе.
«Безвизовые» иностранцы
В безвизовом режиме в Россию прибывают в основном мигранты из стран СНГ — граждане Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Украины, Узбекистана, Абхазии (Письмо МИД России от 27.09.2006 г. №32253/19). Обратите внимание, что в отношении граждан Белоруссии, Казахстана и Армении не применяется порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Порядок привлечения на работу иностранцев, временно пребывающих в РФ без визы, для работодателя проще, чем процедура трудоустройства «визовых» иностранных граждан.
Так, для приема на работу «безвизового» иностранца вам не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, оформлять для них приглашение на въезд в РФ (пп. 1 п. 4.5 ст. 13, п. 2 ст. 18 Закона №115-ФЗ).
Однако такой иностранец должен иметь патент (п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ). Он может получить его самостоятельно либо через своего представителя (п. 2 ст. 13.1 Закона №115-ФЗ, п. 46 Административного регламента). Причем функции такого представителя может взять на себя и будущий работодатель. В этом случае именно вы должны подать в территориальный орган ФМС России документы, необходимые для выдачи иностранцу разрешения на работу или патента.
Патент для безвизовых иностранцев
С 1 января 2015 года, вместо квотирования, для иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, введена система патентов. Патенты заменят механизм квотирования и дадут право мигрантам работать как у индивидуальных предпринимателей, так и у юридических лиц. Получить патент смогут только те мигранты, которые въехали в Россию в безвизовом порядке и указавшие в миграционной карте цель визита — работа. Документы на получение патента иностранные граждане могут сдавать только лично, все посредники с 2016 года законодательно исключаются.
Для приобретения патента иностранному гражданину нужно будет обратиться в УФМС в течение первых 30 суток пребывания в России. Если этот срок пропущен, то иностранному гражданину нужно будет уплатить штраф в размере от 10 тыс. до 15 тыс. рублей, документы для получения патента он подает с квитанцией об уплате штрафа.
Патент будет действовать на тот срок, за который произведена оплата, но не более 1 года с момента выдачи патента. Отказ в приеме документов осуществляется в случае, если имеется отказ в выдаче или переоформлении патента, или имеется случай аннулирования патента в течение года, предшествующего обращению, или в связи с принятием решения о приостановлении на определенный период выдачи патентов.
Если срок действия патента иностранного гражданина не продлен либо патент был аннулирован, иностранный гражданин, если срок его временного пребывания в РФ истек, обязан выехать из России.
Для оформления патента иностранный гражданин предоставляет:
— действующий на данной территории на срок осуществления трудовой деятельности: договор медицинского страхования, копии договоров о предоставлении платных медицинских услуг, заключенные с медицинской организацией или страховой медицинской организацией, находящейся в данном регионе;
— медицинские справки;
— сертификат о прохождении тестирования на знание русского языка.
В течение 2-х месяцев с момента выдачи патента иностранный гражданин, который осуществляет трудовую деятельность у индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, обязан предоставить копию трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ или оказание услуг.
Не позднее, чем за 10 рабочих дней до истечения 12 месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин вправе обратиться в территориальный орган ФМС, выдавший патент, за переоформлением патента. Число обращений за переоформлением патента не может превышать 1 раза.
Заплатить за патент
Размер оплаты патента устанавливается ежегодно с учетом коэффициента-дефлятора и регионального коэффициента (например, в 2015 году в Хабаровском крае размер ежемесячной оплаты за патент составляет 2 744,50 руб., в Рязанской области — 2807 рублей).
Налог за патент уплачивается налогоплательщиком по месту осуществления им трудовой деятельности на основании выданного патента до дня начала срока, на который выдается, продлевается или переоформляется патент. В платежном документе в строке «Наименование платежа» налогоплательщик указывает: «Налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа».
Общая сумма налога с доходов иностранных граждан, которые работают у физических лиц, исчисляется ими с учетом уплаченных фиксированных авансовых платежей за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.
Общая сумма налога с доходов иностранных граждан, которые работают у ИП и юридических лиц, исчисляется самим работодателем, заказчиком услуг или работ и подлежат уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, которые иностранный гражданин уплатил за период действия патента. Уменьшение исчисленной суммы налога производится в течение налогового периода только у одного налогового агента по выбору иностранного гражданина при условии, что налоговый агент получил от налогового органа по месту нахождения (по месту жительства) налогового агента уведомления о подтверждении права на осуществления исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей.
Если сумма уплаченных фиксированных авансовых платежей превышает сумму налога, исчисленную из фактически полученных доходов, то сумма такого превышения не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету налогоплательщику.
Налоги полностью зачисляются в местный бюджет.
Приостановление выдачи патентов
ФМС России имеет право приостановить на определенный период выдачу патентов в субъекте РФ на основании мотивированных предложений федеральных органов исполнительной власти или высшего должностного лица субъекта РФ. Мотивированное предложение формируется на основании прогноза социально-экономического развития субъекта РФ на соответствующий период с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ, оформленного в виде решения.
Правительство РФ имеет право приостановить на определенный период выдачу патентов на территории РФ на основании предложений федерального органа власти, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости и безработицы населения, подготовленных по итогам мониторинга, с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, оформленного в виде решения.
Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе ежегодно устанавливать запрет на привлечение иностранных граждан, которые осуществляют трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности. При этом все иностранные граждане подлежат увольнению.
Обязанности работодателей
1. Работодатель обязан уведомлять УФМС о заключении, расторжении трудового или гражданско-правового договора в срок, не превышающий 3-х рабочих дней с момента заключения или расторжения такого договора.
2. Работодатель или заказчик работ (услуг) не должен иметь на момент заключения трудового договора неисполненных постановлений о назначении административного наказания за незаконное привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации.
3. Обязанность уведомлять налоговые органы и Комитет по труду и занятости о заключенных и расторгнутых договорах с иностранными гражданами отменена.
4. Иностранные граждане и лица без гражданства, которые временно пребывают в Российской Федерации, имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов работодателями (ИП и юридическими лицами) за период не менее 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.
Новая глава Трудового кодекса
Федеральным законом от 01.12.2014 г. №409-ФЗ в Трудовой кодекс была внесена новая глава 50.1, регламентирующая требования к оформлению трудовых отношений между иностранными гражданами и работодателями. В данной графе приводится перечень документов, которые иностранный гражданин или лицо без гражданства обязаны предъявить при устройстве на работу, установлен порядок отстранения иностранного гражданина от работы и порядок, а также основания для прекращения трудового договора с иностранным работником.
Не может быть заключен трудовой договор между работодателем и иностранным гражданином или лицом без гражданства, если в соответствии с действующими федеральными законами и международными договорами России работодатель не вправе привлекать к трудовой деятельности работников, которые являются иностранными гражданами или лицами без гражданства.
На трудовые отношения между иностранными гражданами, лицами без гражданства и работодателями распространяются правила, установленные действующим трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, когда данные отношения регулируются иностранным правом.
Что обязательно должно быть
включено в договор
Прежде всего, это условие об указании оснований для оказания медицинской помощи такому работнику в течение срока действия трудового договора, с указанием реквизитов полиса (договора) добровольного медицинского страхования либо договора о предоставлении платных медицинских услуг такому работнику, заключенного работодателем с медицинской организацией.
Во-вторых, сведения о разрешении на работу или патенте.
Действие разрешительных
документов, выданных
до 1 января 2015 года
Патенты, которые выданы до 01.01.2015 г., позволяют иностранным гражданам работать ТОЛЬКО У ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. Те иностранные граждане, которые получили патент до 01.01.2015 г. и не покидали территорию РФ, имеют право оформить новый патент без соблюдения 30-дневного срока с момента въезда в РФ, либо продлить старый патент. НО! Подать документы иностранные граждане должны НЕ ПОЗДНЕЕ 10 рабочих дней до истечения срока временного пребывания.
Ответственность
Учет иностранных граждан по месту пребывания
По истечении 7 дней с момента прибытия в место пребывания иностранный гражданин обязан встать на учет по месту пребывания. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной не позднее 7 дней со дня прибытия данного гражданина в место пребывания.
Граждане Таджикистана осуществляют въезд в РФ только по заграничным паспортам.
Временно проживающие иностранцы. Порядок оформления
Иностранец считается временно проживающим в России, если он получил разрешение на временное проживание (абз. 11 п. 1 ст. 2 Закона №115-ФЗ).
Получить такое разрешение могут иностранные граждане, прибывшие в Россию как в визовом порядке (ст. 6 Закона №115-ФЗ), так и в порядке, не требующем получения визы (ст. 6.1 Закона №115-ФЗ).
Наличие разрешения на временное проживание подтверждает отметка в документе, удостоверяющем личность иностранца или лица без гражданства.
По такой отметке можно также определить, когда у иностранца истекает срок действия данного разрешения.
Если у лица без гражданства отсутствует документ, удостоверяющий его личность, разрешение на временное проживание выдается в виде документа по специальной форме.
Разрешение на временное проживание выдается на три года и не продлевается (п. 1 ст. 6, ст. 7 Закона №115-ФЗ, п. 65 Административного регламента). Однако в течение этого срока иностранцу по его заявлению может быть выдан вид на жительство (п. п. 1, 2 ст. 8 Закона №115-ФЗ).
Оформление на работу иностранного гражданина, временно проживающего в России, происходит так же, как и при трудоустройстве российского гражданина (ч. 5 ст. 11 ТК РФ). В частности, для заключения трудового договора иностранец должен предъявить вам документы, которые перечислены в ст. 65 ТК РФ.
В то же время такие иностранные граждане могут находиться в России в течение определенного срока (п. 1 ст. 6 Закона №115-ФЗ). Поэтому при приеме их на работу работодателю необходимо убедиться, что они проживают в РФ на законных основаниях.
Итак, для оформления трудового договора с временно проживающим иностранцем вам понадобятся следующие документы:
а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (абз. 2 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, ст. 10 Закона №115-ФЗ).
При этом целесообразно удостовериться в наличии отметки о разрешении на временное проживание в таком документе. Или, если это лицо без гражданства, попросите предъявить вам отдельный документ, разрешающий ему временное проживание в России.
В указанных документах зафиксирован разрешенный срок проживания иностранцев в РФ (абз. 7 п. 1 ст. 2 Закона №115-ФЗ, Приказ ФМС России от 29.02.2008 г. №40). Это поможет вам, например:
— определить срок трудового договора с временно проживающим иностранцем;
— подтвердить статус иностранца при оформлении такому работнику страхового свидетельства в органах Пенсионного фонда РФ.
б) трудовая книжка (российского образца). Если ранее иностранец не работал в России и не может вам представить трудовую книжку, то вы сами оформляете ее в установленном порядке (абз. 3 ч. 1, ч. 5 ст. 65, ст. 66 ТК РФ);
в) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, поскольку временно проживающие в РФ иностранцы подлежат обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Закона №167-ФЗ).
Если ранее иностранец не работал в России и страхового свидетельства не имеет, вы обязаны оформить на него такой документ в органах ПФР (абз. 7 ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 г. №27-ФЗ);
г) документ об образовании, квалификации или специальных знаниях — при поступлении иностранца на работу, требующую специальной подготовки (абз. 6 ч. 1 ст. 65 ТК РФ).
При приеме на работу временно проживающего иностранца работодатель обязан уведомить органы ФМС в течение 3-х рабочих дней.
Постоянно проживающие иностранцы. Порядок оформления
Постоянно проживающим в России считается иностранный гражданин, который получил вид на жительство (абз. 12 п. 1 ст. 2, ст. 8 Закона №115-ФЗ, Приказ ФМС России от 29.02.2008 г. №41).
Вид на жительство выдается сроком на пять лет. Причем данный срок может продлеваться на пять лет. Делается это по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган ФМС России не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (п. 3 ст. 8 Закона №115-ФЗ).
Для использования труда данной категории иностранных граждан работодателю не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Также постоянно проживающим иностранным гражданам не требуются разрешения на работу. Это предусмотрено п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ.
Поэтому для заключения с таким иностранцем договора (трудового или гражданско-правового) вам достаточно убедиться в его статусе. Для этого попросите его предъявить вам вид на жительство.
Также при трудоустройстве постоянно проживающий в РФ иностранец должен представить вам:
— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (абз. 2 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, ст. 10 Закона №115-ФЗ);
— трудовую книжку (российского образца). Если ранее иностранец не работал в России и у него нет трудовой книжки, вы сами оформляете ее в установленном порядке (абз. 3 ч. 1, ч. 5 ст. 65, ст. 66 ТК РФ);
— страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, так как постоянно проживающие в РФ иностранные граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Закона №167-ФЗ).
Если ранее иностранец не работал в России и страхового свидетельства не имеет, вы обязаны оформить на него такой документ в органах ПФР (абз. 7 ст. 15 Закона №27-ФЗ);
— документ об образовании, квалификации или специальных знаниях — при поступлении иностранца на работу, требующую специальной подготовки (абз. 6 ч. 1 ст. 65 ТК РФ).
Указанные документы (кроме трудовой книжки) вам понадобятся и в случае, если вы принимаете постоянно проживающего в РФ иностранца для работы по гражданско-правовому договору.
При приеме на работу временно проживающего иностранца работодатель обязан уведомить органы ФМС в течение 3-х рабочих дней.
Высококвалифицированные иностранцы. Особенности приема на работу
Иногда российские организации нуждаются в зарубежных специалистах, обладающих высоким профессиональным уровнем в различных сферах.
При определенных условиях такие иностранные граждане получают статус «высококвалифицированный специалист», который, в частности, предусматривает льготные условия налогообложения их доходов по сравнению с доходами иных иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность в РФ.
Таких условий два (п. 1 ст. 13.2 Закона №115-ФЗ):
1) наличие у иностранного гражданина опыта работы, навыков или достижений в конкретной сфере деятельности;
2) предполагаемый размер заработной платы (вознаграждения), выплачиваемой иностранному гражданину российским работодателем (заказчиком работ, услуг), составляет:
а) не менее 1 млн. руб. за год — для иностранцев — научных работников или преподавателей, если их приглашают вузы, имеющие госаккредитацию, государственные академии наук (их региональные отделения), национальные исследовательские либо государственные научные центры, а также для иностранцев, приглашенных на работу резидентами промышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых особых экономических зон (пп. 1 п. 1 ст. 13.2 Закона №115-ФЗ);
б) не менее 700 000 руб. — для иностранцев, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны, за исключением индивидуальных предпринимателей (пп. 1.1 п. 1 ст. 13.2 Закона №115-ФЗ);
в) не менее 2 млн руб. за год — для всех других иностранных граждан (пп. 3 п. 1 ст. 13.2 Закона №115-ФЗ).
Второе из двух приведенных условий означает, что в заключенном с иностранным гражданином трудовом (гражданско-правовом) договоре должен быть указан размер заработной платы (вознаграждения) не ниже приведенных размеров из расчета за год (см. дополнительно Письмо ФНС России от 02.10.2012 г. №ЕД-4-3/16395).
На практике может возникнуть ситуация, когда по условиям трудового договора годовой заработок иностранного специалиста составляет 2 млн руб. или выше, но в связи с увольнением фактически полученная им заработная плата оказывается меньше этой суммы. Как разъясняет Минфин России, статус высококвалифицированного специалиста за ним все равно сохраняется и его доходы облагаются по ставке 13% (Письмо от 04.05.2012 г. №03-04-06/6-130).
Привлекать иностранных высококвалифицированных специалистов могут следующие категории работодателей и заказчиков работ, услуг (пп. 1 п. 5 ст. 13.2 Закона №115-ФЗ):
1) российские коммерческие организации;
2) российские организации, которые осуществляют научную, инновационную деятельность, занимаются экспериментальными разработками;
3) филиалы иностранных организаций, аккредитованные на территории РФ.
Поскольку аудитория наших читателей в большинстве своем не подходит под критерии, необходимые для найма высококвалифицированных иностранных работников, дальнейшее описание оформления таких работников и особенности налогообложения, мы опустим.
Сообщить куда следует…
При заключении с иностранцем трудового или гражданско-правового договора работодателю необходимо уведомить об этом территориальный орган ФМС России. Такое уведомление необходимо и в том случае, если вы не оформили письменный трудовой договор с иностранцем, но допустили его до работы (Постановление Верховного Суда РФ от 12.08.2010 г. №25-АД10-12).
Кроме того, с 1 июля 2010 г. вы обязаны информировать указанные органы и о расторжении трудовых и гражданско-правовых договоров с иностранцами. Также нужно сообщать им о предоставлении иностранным работникам отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (пп. «м» п. 5 ст. 1, ч. 1 ст. 9 Закона №86-ФЗ).
Срок для подачи уведомления — три рабочих дня с даты наступления соответствующего основания. Это предусмотрено п. 2 Приложения №6 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 г. №147.
Этим же Приказом утверждены и формы уведомлений (Приложения №№5, 9, 11). Пример заполненной формы
Работодатель должен уведомлять о «безвизовом» иностранном работнике территориальный орган ФМС России. Такая обязанность установлена п. 9 ст. 13.1 Закона №115-ФЗ.
Получается, что при приеме на работу любого иностранного гражданина российская организация, либо индивидуальный предприниматель обязан сообщить о факте заключения трудового договора в территориальный орган ФМС России в течение 3-х рабочих дней. Если этот срок он пропустит, то его ждут штрафные санкции от 35 тыс. руб. до 800 тыс. рублей.
Оформление иностранцев внутри организации или предпринимателя
Оформление на работу иностранца, временно пребывающего в России, происходит так же, как и при трудоустройстве российского гражданина (ч. 5 ст. 11 ТК РФ). В частности, для заключения трудового договора иностранец должен предъявить вам документы, которые указаны в ст. 65 ТК РФ.
В то же время такие иностранные граждане могут находиться в России с целью трудоустройства в течение определенного срока (абз. 2 п. 5 ст. 5 Закона №115-ФЗ). Поэтому при приеме их на работу работодателю необходимо убедиться, что они пребывают в РФ на законных основаниях и им разрешена трудовая деятельность. А для этого вам потребуются от иностранного работника дополнительные документы.
Итак, для оформления трудового договора с временно пребывающим иностранцем вам понадобятся следующие документы:
а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (абз. 2 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, ст. 10 Закона №115-ФЗ);
б) миграционная карта и виза (для иностранных граждан, прибывших в визовом порядке).
В этих документах зафиксирован разрешенный срок пребывания иностранцев в РФ, а также отмечена дата въезда в РФ (абз. 6 ст. 2, ст. 5 Закона №115-ФЗ). Это поможет вам определить, например:
— срок трудового договора с временно пребывающим иностранцем;
— наличие у таких работников статуса налогового резидента РФ для налогообложения их доходов;
в) патент. Только при его наличии вы можете использовать труд иностранного гражданина, временно пребывающего в России (п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ).
г) трудовая книжка (российского образца). Если ранее иностранец не работал в России и не может вам представить трудовую книжку российского образца, то вы сами оформляете ее в установленном порядке (абз. 3 ч. 1, ч. 5 ст. 65, ст. 66 ТК РФ);
д) документ об образовании, квалификации или специальных знаниях — при поступлении иностранца на работу, требующую специальной подготовки (абз. 6 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);
е) договор (полис) добровольного медицинского страхования.
По вопросу необходимости представления работодателю свидетельства обязательного пенсионного страхования (абз. 4 ст. 65 ТК РФ) отметим следующее.
С 1 января 2012 г. действуют положения, согласно которым лицами, застрахованными по обязательному пенсионному страхованию, признаются в том числе временно пребывающие на территории РФ иностранцы (кроме высококвалифицированных специалистов), с которыми заключен трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок свыше шести месяцев (п. 1 ст. 7 Закона 167-ФЗ, пп. «а» п. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 03.12.2011 г. №379-ФЗ).
Соответственно, на таких работников
теперь должны оформляться свидетельства обязательного пенсионного страхования. Это следует из положений ст. 1, п. п. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Требовать от иностранцев, временно пребывающих в РФ, представления страховых свидетельств при трудоустройстве можно только в том случае, если ранее они уже получали свидетельства у предыдущих работодателей. Если иностранец впервые устраивается на работу на территории РФ, то в силу п. 2 ст. 7 Закона №27-ФЗ работодатель в качестве страхователя должен оформить на него страховое свидетельство.
Ограничение по количеству иностранных работников в отдельных видах деятельности
Правительство РФ может устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых работодателями в различных отраслях экономики (п. 5 ст. 18.1 Закона №115-ФЗ). Причем такой лимит касается только иностранцев, временно пребывающих в РФ на основании визы или в безвизовом порядке. Объясняется это тем, что в п. 5 ст. 18.1 Закона №115-ФЗ идет речь о иностранных работниках. А таковыми согласно абз. 14 п. 1 ст. 2 Закона №115-ФЗ признаются иностранцы, временно пребывающие в РФ.
Ограничения на привлечение иностранных работников вводятся по видам деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2001). Так, на основании Постановления Правительства от 19.12.2014 г. №1420 в 2015 г. установлена допустимая доля использования труда иностранных наемных работников по видам деятельности:
— овощеводство (код 01.12.1) — в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
— розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво (код 52.25.1), — в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
— розничная торговля табачными изделиями (код 52.26) — в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
— розничная торговля фармацевтическими товарами (код 52.31) — в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
— розничная торговля в палатках и на рынках (код 52.62) — в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
— прочая розничная торговля вне магазинов (код 52.63) — в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
— деятельность прочего сухопутного транспорта (код 60.2) — в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
— прочая деятельность в области спорта (код 92.62) — в размере 25 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.
По другим видам деятельности вы можете не следить за численностью своих иностранных работников, так как по ним ограничений не установлено.
Штрафные санкции за несоблюдение миграционного законодательства
За нарушение правил привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан работодатель и его должностные лица несут административную ответственность (см. таблицу 4).
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ должностным лицом, которое может быть привлечено к административной ответственности, является работник, совершивший административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Это могут быть не только руководители организации, но и другие работники, на которых возложены организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, например исполнительный директор.
В соответствии с примечанием к ст. 18.1 КоАП РФ за административные правонарушения по ст. ст. 18.15 и 18.17 КоАП РФ индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как юридические лица.
Особенности оформления на работу граждан Беларуси, Казахстана и Армении
С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе. Договор подписан в Астане 29 мая 2014 года президентами России, Белоруссии и Казахстана. Данный договор утверждает создание Евразийского экономического союза, который должен стать зоной свободного передвижения товаров, услуг, капитала, рабочей силы. Евразийский экономический союз — международная организация, призванная обеспечить рост экономики стран — участников договора для улучшения качества и уровня жизни их граждан. Со 2 января 2015 года к договору присоединилась Армения. Договор о создании Евразийского экономического союза предусматривает функционирование общего рынка труда, а это значит, что граждане Армении, Белоруссии, Казахстана могут работать в России без оформления соответствующих разрешений на работу. При приеме на работу граждан государств, присоединившихся к Союзу, действют те же правила, что и для граждан России. Налоговая ставка на доходы работников из государств — участников экономического союза также снижена. С 1 января 2015 года работодатель иностранных граждан должен уплачивать на них налог в том же размере, что и на граждан РФ. Дипломы об образовании граждан из Армении, Белоруссии и Казахстана со 2 января 2015 года признаются Россией в качестве документов, подтверждающих профессиональную квалификацию иностранного работника.
Кроме этого, граждане Армении, Белоруссии, Казахстана вправе не вставать на учет по месту пребывания в миграционном органе, а также не заполнять миграционную карту при пересечении границы, если срок их пребывания в РФ не превышает 30 суток с момента въезда. Однако если они хотят устроиться на работу, им необходимо получить миграционную карту с указанием причины нахождения на территории РФ — «работа». Еще одной приятной новостью для иностранных граждан государств Евразийского экономического союза станет доступность им бесплатной скорой медицинской помощи.
Если говорить более конкретно, то особенности привлечения на работу в РФ граждан Республик Беларусь, Казахстан, Армения заключаются в следующем.
Во-первых, им не нужно иметь патент.
Во-вторых, они вправе осуществлять трудовую деятельность на всей территории России.
В-третьих, работодателю не нужно оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников из Белоруссии, Казахстана, Армении.
В-четвертых, работодателей не касаются ограничения, ежегодно устанавливаемые Правительством РФ в соответствии с п. 5 ст. 18.1 Закона №115-ФЗ о допустимой доле иностранных работников, используемых в определенных отраслях экономики.
В-пятых, на территории РФ признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) республик Беларусь, Казахстан и Армения, без проведения установленных законодательством РФ процедур признания таких документов. Исключение составляют случаи, когда граждане названных республик претендуют на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в РФ. Для занятия такими видами деятельности работнику необходимо пройти установленную законодательством РФ процедуру признания документов об образовании, выданных в Республиках Беларусь, Казахстан и Армения.
Однако работодатели и заказчики работ (услуг) обязаны уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) трудового или гражданско-правового договора с гражданами Республик Беларусь, Казахстан и Армения территориальный орган ФМС России в субъекте РФ, на территории которого данные иностранные граждане осуществляют трудовую деятельность. Срок подачи уведомления — не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Граждане Украины. Порядок приема на работу
Граждане Украины относятся к иностранцам, которые могут посещать нашу страну в безвизовом порядке, поэтом все особенности оформления украинских граждан будут такими же, как и для безвизовых временно пребывающих граждан (если конечно, они не оформили себе вид на жительство или разрешение на временное проживание).
Трудовые книжки
«Трудовая» иностранца. Какую принимаем трудовую книжку — национальную, продолжаем старую советскую или заводим новую российскую?
Трудовые отношения — это отношения, возникающие на основании заключенного трудового договора между работником и работодателем. И работник, и работодатель обязаны подчиняться нормам Трудового кодекса РФ, а тем более работник-иностранец, ведь трудовое законодательство не содержит для него никаких исключений.
И подтверждение этому мы найдем, конечно же, в Трудовом кодексе РФ. Согласно ст. 11 ТК РФ на территории России правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Следовательно, при приеме на работу работодатель обязан потребовать, а иностранный гражданин, как и гражданин РФ, предъявить документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ.
Как известно, трудовая книжка — это основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (ч. 1 ст. 66 ТК РФ, п. 2 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. №225 «О трудовых книжках»).
В настоящее время на территории РФ применяются трудовые книжки нового образца (введены в действие в 2004 г.), а также ранее установленных образцов (утв. в 1938 г. и 1973 г.), которые обладают одинаковой силой и обмену на новые не подлежат (п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 г. №225).
Получается так, что иностранный гражданин может предъявить книжку одного из этих образцов, в то же время свою национальную или вообще не иметь трудовую книжку. Что же делать в
этих случаях? Попробуем разобраться.
Ситуация 1. В организацию трудоустраивается иностранный гражданин. С документами у него все в порядке: он поставлен на миграционный учет и у него есть разрешение на работу. Но он предоставил книжку 1974 года (будем точны: трудовая книжка образца 1973 года введена в действие в 1975 году). В связи с тем, что трудовая заведена еще в СССР и ее образец действителен на территории современной России, то у работодателя не возникает необходимости заводить новую трудовую книжку. Смело продолжаете вносить в нее соответствующие записи.
Ситуация 2. У иностранца национальная трудовая книжка, которая заведена на территории иностранного суверенного государства. В этой ситуации следует руководствоваться положениями ст. 66 ТК РФ, и разъяснениями Роструда, которые даны в Письме от 15 июня 2005 г. №908-6-1. В частности, если трудовая книжка выдана в иностранном государстве и ведется на иностранном языке, то нужно оформить документ российского образца. При этом никаких записей об общем (непрерывном) трудовом стаже данного работника на территории другого государства в трудовую книжку российского образца не производится. Но трудовая книжка иностранного гражданина может храниться в личном деле для подтверждения трудового стажа, например для выплаты пособий по временной нетрудоспособности.
Ситуация 3. У иностранного работника трудовая книжка образца 2004 года. Данный образец трудовой у иностранного работника может быть только в том случае, если иностранец уже работал на территории РФ после распада СССР и ваша организация — не первое место его работы. Как и в ситуации с трудовой книжкой 1974 года, книжку образца 2004 года принимаем и вносим в нее запись о приеме на работу.
Ситуация 4. У работника нет трудовой книжки вообще. Может быть, иностранец ее потерял или же трудоустраивается на территории РФ в первый раз. В этом случае вы заводите трудовую книжку, установленного образца, то есть 2004 года.
Вроде бы не так все и сложно, как кажется на первый взгляд. Главное — не поленитесь узнать, как обстоит дело с наличием у иностранца трудовой книжки. Если у него трудовая 1974-го или 2004 года, то нет проблем: принимаем иностранца с книжкой одного из этих образцов и работник-иностранец теперь у вас в штате. А если он предъявляет вам национальную трудовую книжку или вообще ее у него нет, то в соответствии с Трудовым кодексом РФ вы заводите российскую трудовую книжку.
Квота на иностранных работников
Для того чтобы ограничить приток иностранных граждан на территорию РФ, создано такое понятие, как квота. Это максимальное количество иностранных наемных работников, которых можно устроить на работу в конкретную организацию.
Существует два вида квот.
Первый — на приглашение на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности. Приглашение на въезд требуется для оформления рабочей визы. При этом обратите внимание, что безвизовым иностранцам приглашение на въезд не требуется.
Второй вид квот — квоты на разрешения на работу. Квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда. Указанные квоты не распространяются на иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности) в соответствии с перечнем профессий (специальностей, должностей), утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию занятости населения, по согласованию с федеральным органом.
Для получения квоты на организацию или предпринимателя необходимо подать заявку о потребности в иностранных работниках. Когда первый этап будет позади и на вакантную должность среди российских граждан специалистов не найдено, работодателю нужно будет подать заявку о потребности в иностранных работниках. Форма такой заявки утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13 июля 2010 г. №514н. В этом же документе можно найти и Порядок заполнения данной формы.
Важно отметить, что подобную заявку подавать можно раз в год до 1 мая. Подготовка заключений межведомственной комиссией о целесообразности привлечения иностранных работников осуществляется в срок до 10 июля.
О результатах решения межведомственной комиссии работодатель будет письменно уведомлен:
— в случае отклонения заявки полностью или частично — в 10-дневный срок с даты решения. Работодатели вправе обжаловать данное решение в законодательно установленном порядке;
— в случае вынесения положительного решения — в месячный срок с даты решения.
Такой порядок установлен в п. п. 7, 17, 19 и 20 Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. №783).
Существует даже целый бизнес по передаче квот определенным работодателям. Определенные фирмы вовремя делают заявку на квоты, их получают, а потом «передают» их за вознаграждение нуждающимся в иностранных работниках фирмам. Ведь для продления и переоформления разрешения на другого работодателя утверждением квоты не требуется.
Третий вид квот — ограничение выдачи патентов на территории отдельного субъекта РФ. В соответствии с п.3 ст. 13.3 Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции имеет право приостановить на определенный период выдачу патентов иностранным гражданам.
«Визовые», «безвизовые», постоянно проживающие, временно проживающие, временно пребывающие… В этих понятиях так легко запутаться. Мы постарались общую систему знаний переложить в блок-схему, которую мы разместили на стр. 13.
Эта информация касается того, что нужно делать при регистрации наемных иностранных работников. Еще остается не маловажный вопрос о том, какие налоги от заработной платы нужно платить, ведь от статуса временно проживающих или временно пребывающих и от срока трудового договора зависит сумма уплачиваемых налогов и взносов от заработной платы иностранцев.
Н. Скворцова